В прошлом судно «Любовь Орлова» было круизным лайнером, на котором обеспеченные россияне оправлялись в путешествия вокруг Арктики. Сегодня этот 90-метровый корабль дрейфует недалеко от берегов Ирландии, а его пассажирами стали полчища голодных, заразных крыс.
Проблемы у этого судна начались в феврале 2013 года. Тогда его решили разобрать на металлолом, и для этого нужно было переправить его из Канады в Доминиканскую республику. Спустя один день пути сцепка между «Любовью Орловой» и американским буксиром, который должен был доставить его в Доминикану, порвалась. Команда буксира попыталась ее восстановить, однако ей помешал ветер скоростью в 56 километров в час. Таким образом, «Орлова» осталась брошенной на произвол судьбы.
Канадские власти, обеспокоенные тем, что корабль-призрак может столкнуться с одним из их нефтеотстойников, направили еще одно, более мощное судно, которое взяло его на буксир. Тем не менее, канадцы решили не переправлять «Орлову» в порт, а вместо этого вывели судно за границу канадских вод и оставили его там, позволив ему свободно дрейфовать в океане.
В настоящий момент длительность одинокого путешествия корабля-призрака достигает 12 месяцев, а его протяженность — 2000 морских миль. Корабль, который, по некоторым данным, пересек Атлантический океан, теперь находится недалеко от побережья Ирландии. Разумеется, Ирландская береговая охрана не испытывает ни малейшего энтузиазма по этому поводу. «Мы не хотим, чтобы крысы с иностранных кораблей сошли на ирландскую землю», — заявил директор ирландского морского агентства в интервью репортерам Irish Independent.
Тем не менее, ирландские власти не в силах помешать крысам сойти на берег, потому что все радионавигационные приборы судна вышли из строя, и никто точно не знает, где именно оно сейчас находится. Как отмечает Гемма Уилки (Gemma Wilkie), представитель Британской палаты по судоходству, ситуация остается неопределенной. «Несомненно, береговая охрана тщательно проверяет обстановку в связи с данными радаров, которые показали присутствие объекта сходного размера недалеко от берегов Шотландии, однако пока нет никаких точных данных о том, что этот корабль находится в водах Соединенного Королевства», — сообщила она.
Хотя морские службы не испытывают радости в связи с появлением подобных плавучих угроз, они, тем не менее, относятся к ним достаточно спокойно. По словам Джона Мюррея (John Murray), директора Международной палаты судоходства, вероятность столкновения этого судна с другим кораблем довольно мала. «Грузовые контейнеры и дрейфующие суда не могут застигнуть корабли врасплох, — объясняет он. — Навигационные предупреждения, поступающие с других судов и радиолокаторов, обычно позволяют экипажам заметить такие объекты с довольно большого расстояния. Корабли их просто обходят».
Тем не менее, мысль о том, что в океане дрейфует судно-призрак, оторванное от мира, внушает определенный дискомфорт. Самым известным подобным примером стала «Мария Селеста», бригантина, которую обнаружили в Атлантическом океане в 1872 году: она дрейфовала без экипажа, но с полным запасом провизии. Тем не менее, корабли-призраки — это феномен, который вовсе не ограничивается страницами учебника по истории.
В июне 2013 года судно «Нина», направлявшееся в Сидней из Новой Зеландии, попало в шторм. Текст сообщения, которое экипаж успел отправить, свидетельствовал о том, что всем его членам удалось спастись. Однако поиски судна на участке площадью в 500 тысяч квадратных морских миль результатов не дали. В какой-то момент появился нечеткий снимок корабля, сделанный недалеко от берегов Новой Зеландии, который, по мнению некоторых, мог быть «Ниной». С тех пор этот корабль никто не видел. Семьи членов экипажа наняли частную компанию, чтобы отыскать пропавший корабль, однако безрезультатно.
Японское рыболовецкое судно «Реу Ун Мару» (Ryou-Un Maru) тоже провело в открытом море без экипажа 11 месяцев. После того как судно отдало швартовы в марте 2011 года, во время землетрясения Тохоку, в апреле 2012 года оно вошло в воды США. Поскольку японские власти считали его затонувшим, его регистрация была аннулирована и у него больше не было формального владельца, американцы пошли на вполне прагматичный шаг и затопили его в заливе Аляски.
В некоторых случаях, когда небольшие суда, буксируемые в порты на металлолом, отрываются от буксира и пропадают в море, о них просто никому не сообщают, и они превращаются в угрозу для морских перевозок. Тем не менее, пассажирам круизных лайнеров и паромов через Ла-Манш не стоит зря беспокоиться. По словам Мюррея, случаи столкновений крайне редки: «Было бы ошибкой думать, что суда вынуждены постоянно лавировать среди множества брошенных кораблей».
Корабли-призраки, несомненно, представляют собой довольно жуткое зрелище, однако для большинства из нас шансы встретиться с ними практически равны нулю.