С любезного согласия издательства Marcos y Marcos публикуем отрывок из книги Паоло Нори «Чувствуете?» (194 стр., 12 евро), которая сегодня поступила в продажу (Paolo Nori ‘Si sente?’ (pagg. 194, euro 12). В ней приводятся три выступления писателя, сделанные во время его поездок в Аушвиц. Книга вышла по случаю Дня памяти (27 января), учрежденного в память о жертвах нацизма.
Этот отрывок взят из первого выступления под названием «С точностью до наоборот». Автор произнес свою речь 26 января 2009 года в кинотеатре «Кийов» (Kijow) в Кракове в ходе манифестации «Поезд в Аушвиц». В ней Нори рассказывает о том, что путь, который привел к лагерным ужасам, имеет давние корни. Идеи улучшения человеческой расы, которые в нацистской Германии приняли форму Шоа, разрабатывались и в других странах. К счастью, либеральные и демократические антитела воспрепятствовали их широкому распространению и применению на практике. Воссоздавая атмосферу страха по отношению к своему ближнему, ему были подвержены и такие персонажи как Черчилль и Рузвельт, Нори показывает, как зародыши зла таятся там, где их наличие трудно заподозрить. При этом он не снимает ответственности с нацистской Германии.
В 1911 году Оксфордский университет организовал первый мировой конгресс по евгенике, а в состав организационного комитета среди прочих входили министр военно-морского флота Уинстон Черчилль, министр юстиции лорд Алверстоун, президент Гарвардского университета Чарльз Эллиот и изобретатель телефона Александр Белл. За год до конгресса, в 1910 году Черчилль в одном своем выступлении привлек внимание к тому, что в Великобритании в те времена проживали примерно «120 тысяч душевнобольных людей, заслуживающих всего того, что христианская цивилизация и наука могли бы для них сделать, раз они существуют на свете». По мнению Черчилля, христианская цивилизация и наука должны были «изолировать их на определенных условиях, чтобы вместе с ними были погребены и их болезни вместо их распространения среди будущих поколений». Среди многих докладов на этом конгрессе были два, сделанные один за другим и представлявшие особый интерес. Первый сделал итальянский антрополог Ничефоро, ученик Ломброзо, а второй — английская супружеская пара Вэтхэм (Whetham). Ничефоро в своем докладе сделал упор на утверждении, что низшие слои населения более предрасположены к совершению преступлений. По сравнению с высшими слоями у них менее развиты мозговые способности, чувства и мышление. Эти физиологические аномалии якобы связаны с генетическим несовершенством низших слоев населения. После Ничефоро доклад делали супруги Вэтхэм, опубликовавшие в 1909 году книгу о расовых проблемах, которая называлась «Семья и нация» (The Family and the Nation). Они предложили вниманию собравшихся ее основную тему. По их мнению, европейцы делятся на три категории: северян, куда входят и англичане, как они сами, жителей альпийского региона, типа швейцарцев, и жителей Средиземноморья, как мы и Ничефоро. Вэтхэм утверждали, что северяне имеют бесспорное превосходство. По их мнению, наиболее тревожным обстоятельством была иммиграция в Великобританию средиземноморской расы, которая населяла наиболее бедные городские кварталы. Иммигранты размножались как кролики, что представляло серьезную проблему для нации и всей Европы.
Через несколько лет, в 1916 году американец Мэдисон Грант, соучредитель Американской евгенической ассоциации опубликовал книгу «Конец великой расы» (The Passing of the Great Race), которая быстро вошла в моду. Вдохновляясь книгой Вэтхэм «Семья и нация», он поддерживал идею существования трех различных европейских рас, которые по их значению располагал в следующем порядке: северяне (властители, авантюристы, аристократы, индивидуалисты, уверенные в себе и, как следствие, протестанты), жители альпийских регионов, послушные политическим и религиозным властям, и жители Средиземноморья (настоящие рабы).
В 1915 году в учебнике Гражданская биология (A Civic Biology), наиболее распространенном в американских университетах, утверждалось, что такие явления как алкоголизм, сексуальная распущенность и преступность следует рассматривать как наследственные болезни. Предлагалось применять «желательную с точки зрения науки» практику изоляции индивидуумов с плохой генетической наследственностью и проводить отбор людей, пригодных для вступления в брак.
В начале 20-х годов в Соединенных Штатах Америки вышли исследования, касавшиеся падения рождаемости в средних и высших слоях населения, и президент Рузвельт развернул кампанию против «расового самоубийства», то есть против демографического спада среди «лучших людей». Рузвельт считал, что женщины хорошего происхождения, не желавшие заводить детей, должны рассматриваться как «преступницы против расы». Он заявил, что «долг каждого сознательного гражданина, мужчины или женщины с хорошим происхождением оставить после себя потомство», чего совершенно не требуется от людей низшей расы. Рузвельт считал, что «главная проблема цивилизации — это увеличение среди населения ценных элементов по сравнению с менее ценными или даже вредными». Соединенные Штаты были первой страной, одобрившей евгенические законы.
В 1924 году 18-летняя женщина Карри Бак (Carrie Buck), которая по мнению врача Белла, директора колонии для эпилептиков и слабоумных в штате Виргиния, имела признаки умственной неполноценности, будучи дочерью и матерью лиц с психическими расстройствами, была подвергнута стерилизации. Женщина пожаловалась в суд штата, где ей было отказано, а потом в Верховный суд, заявив, что в ее случае был нарушен 14-й параграф, согласно которому, никто не может быть лишен жизни, свободы или имущества без суда и следствия. Суд отклонил жалобу женщины в следующих выражениях, составленных юристом прогрессистского толка Оливером Уэнделлом Холмсом: «Мы не раз были свидетелями того, как ради общественного блага лучшие граждане отдавали свои жизни. Было бы странно не потребовать от тех, кто ослабляет государство, меньшей жертвы, чтобы нас самих не захлестнула некомпетентность». «Три поколения умственно неполноценных — это вполне достаточное основание для стерилизации», — написал представитель верховного суда, и женщина была подвергнута этой операции. Многие из законов тех лет, включая и закон о стерилизации, продолжали действовать в Соединенных Штатах вплоть до начала 80-х годов.
Нацисты приняли «Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями» в 1933 году. Его стали называть законом против асоциальных людей, к которым, согласно официальному определению, относятся «человеческие существа с наследственным и необратимым аморальным поведением, склонные к алкоголизму, вступающие в конфликт с государственными и судебными учреждениями, лишенные тормозов и представляющие угрозу для человечества». В 1934 году калифорнийская евгеническая ассоциация подготовила и представила нацистскую программу охраны здоровья общества для ежегодного конгресса Американской ассоциации здравоохранения (American Public Health Association), где она была названа «лучшей в своем роде». Даже когда были одобрены расистские законы в Нюрнберге (15 сентября 1935 года: «Рейстаг, твердо убежденный в том, что чистота немецкой крови очень важна для будущего немецкого народа, и вдохновляемый несгибаемой волей в деле охраны будущего германской нации, единогласно решил одобрить следующий закон: Статья I. Браки между евреями и гражданами с немецкой кровью запрещаются. Браки, заключенные в нарушение этого закона, недействительны, даже если они были заключены за рубежом в обход закона. Статья II. Внебрачные отношения между евреями и гражданами с немецкой кровью запрещаются. Статья III. Евреям не разрешается нанимать немецких женщин в возрасте до 45 лет для домашних работ…»), которые привели к систематическому преследованию евреев, калифорнийские евгенисты продолжали поддерживать Рейх и верить в то, что Гитлера всегда будут помнить как первого руководителя современного государства, создавшего законодательство, позволяющее ликвидировать неполноценных с целью биологического улучшения расы.