Госсекретарь США Джон Керри выступил в защиту внешней политики США, решительно опровергнув заявления о том, что нежелание президента Барака Обамы ввести вооруженные силы в проблемные регионы означает уход США с мировой арены.
В своей речи на Всемирном экономическом форуме в Давосе Керри заявил, что США ожидает от Ирана исполнения его обязательств по нераспространению ядерного оружия, потребовал от Башара аль-Асада уйти с поста президента Сирии и призвал палестинцев и израильтян прийти к мирному соглашению.
Он также подчеркнул, что США работают над соглашением, которое должно положить конец насилию на Украине, над тем, чтобы помешать Северной Корее получить ядерное оружие, а также над тем, чтобы заключить новые трансатлантические и транстихоокеанские торговые соглашения.
«Должен сказать, меня приводят в недоумение заявления, которые я периодически слышу, о том что Америка теряет интерес к ситуации в мире — миф о том, что Америка отступает, сдает свои позиции или выходит из игры, — заявил Керри. — Эти высказывания совершенно не соответствуют действительности. Подобная ошибочная интерпретация, скорее всего, основана на чрезмерно упрощенном тезисе о том, что нашим единственным рычагом влияния являются вооруженные силы и что, если мы не размещаем многочисленные подразделения или не угрожаем применением силы, мы, таким образом, уходим с арены».
Он добавил: «Самой сбивающей с толку версией этого мифа о неучастии является идея о предполагаемом уходе США с Ближнего Востока. Но вы не найдете ни одной другой страны, которая принимала бы такое активное участие и была бы связана партнерскими отношениями с таким количеством государств Ближнего Востока на самых разнообразных фронтах, как США».
Критики Обамы неоднократно противопоставляли дипломатический подход Белого дома Обамы к улаживанию конфликтов на Ближнем Востоке решимости его предшественников, которые стремились прибегнуть в военной силе.
В течение последних двух лет гражданская война в Сирии продолжала набирать обороты, и в настоящее время число ее жертв уже достигло отметки в 130 тысяч человек, а в Ливане, Иордании и Турции возникли серьезные проблемы с потоком сирийских беженцев. В Египте избранное демократическим путем правительство также потерпело поражение в столкновении с военными.
Некоторые эксперты считают, что постепенный переход США на сланцевый газ и нефть объясняет нерешительность Америки в ее попытках обеспечить стабильность в этом богатом нефтью регионе, однако Керри подчеркнул, что участие США в делах Ближнего Востока остается «таким же масштабным и таким же глубоким, каким оно было всегда на протяжении всей нашей истории».
Госсекретарь США также обратился к президенту Ирана Хасану Рухани (Hassan Rouhani) вслед за его призывом, обращенным к миру, снова начать торговлю с его страной спустя годы санкций.
Керри перечислил все уступки по иранской ядерной программе, которых удалось добиться от Тегерана, добавив при этом, что теперь Рухани необходимо выполнить свои обязательства. «Если вы всерьез намереваетесь следовать мирной программе, вам будет нетрудно доказать, что она мирная», — подчеркнул он.
Вернувшись с мирных переговоров по Сирии в Монтре, Керри заявил, что, пока Асад не покинет пост президента, заключить прочное мирное соглашение не удастся. «Этот человек должен уйти, — подчеркнул он. — Асад не может быть частью этого, потому что именно он поверг свой собственный народ в хаос». Он назвал Асада «величайшим магнитом для джихада и терроризма».
Однако, по его словам, главной наградой для США станет решение «непреодолимой» проблемы с заключением мира между Палестиной и Израилем. Он упомянул о том количестве времени, которое Вашингтон потратил на поиски такого решения, которое могло бы гарантировать права палестинцев и безопасность Израиля.
«Причина, по которой мы прикладываем столько усилий к решению этой проблемы, проста: она заключается в том, что выгода в случае успеха и риски в случае провала огромны для США, для всего мира, для этого региона и, что самое главное, для израильского и палестинского народов», — объяснил Керри.