Вопросы географии вызывают интерес: Россия получила возможность создать на Кипре опорный военный пункт. Из-за Сирии. Тогда как бывшая колониальная держава Великобритания, наоборот, ослабляет свой контроль над двумя военными базами, которыми она располагает на этом острове. Киприоты получают больше прав.
Островки безопасности на дорогах позволяют автомобилистам получить представление об особенностях и структуре организации движения, тогда как транспортные узлы намеренно притягивают к себе все транспортные потоки - именно для этого они и предназначены, - а затем вновь распределяют их по новым направлениям. Кипр с удовольствием выполнял бы в истории роль островка безопасности и предпочел бы, чтобы жаждущие завоеваний капитаны и внимательно изучавшие карты османские паши обходили его стороной, но одновременно служил бы транспортным узлом для торговцев и других искусных в ремеслах людей без кривых сабель и боевых вертолетов. Однако этот зеленый остров в восточной части Средиземного моря, расположенный между Европой и арабским миром, быстро превращается в перевалочный пункт и заправочную базу - для крестоносцев и императорских армий, для беженцев и американо-британских прослушивающих установок.
В этом месяце Кипр внес некоторые изменения в функционирование своего транспортного узла, и его действия не привлекли к себе большого внимания, однако они не стали от этого менее значимыми: российское руководство сможет в будущем использовать военно-воздушную базу кипрских вооруженных сил в Пафосе, расположенную на западном побережье острова в непосредственной близости от небольшого гражданского аэропорта, которым пользуются владельцы вилл и находящиеся на отдыхе туристы. Договоренность об этом была достигнута в начале января на переговорах между министром обороны Фотисом Фотиу (Fotis Fotiou) и представителями российского Министерства иностранных дел. Сколько Россия за это будет платить и будет ли платить вообще, пока неизвестно. В политическом отношении это весьма важное соглашение, и, если бы оно было достигнуто в период правления придерживавшегося левых убеждений бывшего президента Димитриса Христофиаса (Dimitris Christofias), находившегося у власти с 2008 года по 2013 год и получившего образование в Москве в советские времена, то оно, вероятно, вызвало бы немало шума на самом острове, а также критические комментарии со стороны НАТО в Брюсселе. Кипр не является полноправным членом НАТО, однако принимает участие в программе «Партнерство ради мира» (Partnership-for-Peace).
Российские военно-морские силы теперь на долгосрочной основе получили возможность использовать порт Лимасол, хотя и раньше российские корабли регулярно и все более часто заходили туда для заправки и пополнения запасов. Причиной заключения этого российско-кипрского соглашения стала, естественно, Сирия. Всего 200 километров отделяют Кипр, являющийся членом Европейского Союза, от берегов Сирии. В Тартусе, в южной части побережья, Россия имеет единственную военно-морскую базу в районе Средиземноморья; сообщения о предстоящем уходе из этой базы по причине опасностей, связанных с боями между правительственными войсками и повстанцами, Россия постоянно опровергает. Тем не менее российским ВВС отнюдь не помешает второй надежный пункт поддержки на Кипре. Порт в Лимасоле, а также военно-воздушная база имени Андреаса Папандреу (Anreas Papandreou) в Пафосе помогут российской армии осуществлять транспортные операции в гуманитарных целях, а также в случае чрезвычайных обстоятельств – по крайней мере так сказано в заявлении кипрского министра обороны. Хранение и размещение оружия не предусматривается.
Такое же соглашение относительно Пафоса правительство Кипра заключило в 2007 году с Францией. Однако открытие военно-воздушной базы для России, а также начало долговременного использования порта Лимасол происходят в тот момент, когда поступают сведения об увеличении Москвой поставок вооружений сирийскому режиму. Не исключено, что вооружения и боеприпасы также доставляются по морю с заходом на Кипр.
Консервативный президент Кипра Никос Анастасиадис (Nicos Anastasiades) также в этом месяце завершил начатые еще при его предшественнике переговоры относительно изменений в функционировании обеих британских военно-воздушных баз на острове. В данном случае речь идет об использовании невоенных участков на территории этих баз, тогда как суверенные районы базы (Sovereign Base Areas) – это отдельный вопрос: в общей сложности 254 квадратных километра британской заморской территории находятся под властью королевы и управляются военными комендатурами, а расположенные внутри кипрские деревни считаются анклавами.
Этот кусок территории Великобритания британское правительство сохранило для себя в 1960 году, когда Кипру была предоставлена независимость. Спустя 54 года Анастиасиадис поставил свою подпись под договором, который он называл историческим: «Права проживающих на территории этих баз людей восстановлены, и при этом вновь учтены потребности общин и местного населения относительно их земли и собственности». Около 8 тысяч киприотов и 7,5 тысячи британских солдат с семьями живут на территории базы Акротири (Akrotiri), расположенной на южной оконечности острова у Лимасола, а также базы Декелия, находящейся к востоку от Ларнаки. На автобусе или на машине без труда можно проехать через заморские военные территории, однако права киприотов, которые оставались под британским контролем, в течение долгого времени были ограничены. Теперь более трех четвертей территории будет вновь запущено в оборот – для строительства домов, дорог, для новых инвестиций, преимущественно в сфере туризма.
Британская служба прослушивания GCHQ, а также ее большой американский брат Агентство национальной безопасности (АНБ) отреагировали значительно быстрее: они уже модернизировали свои установки для прослушки на Кипре и начали снимать информацию с подводных кабелей для того, чтобы следить за потоками данных на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует предоставленные Сноуденом (Snowden) документы. Согласно опубликованному в ноябре 2013 года газетному расследованию, половину расходов на содержание британской прослушивающей аппаратуры на Кипре оплачивает АНБ, и в первую очередь это относится к установкам в местечке Агиос Николаос (Ayios Nikolaos) на территории базы Декелия, которые в определенном смысле представляют собой божественное ухо англосаксов. Именно так все и происходит, когда речь идет о транспортном узле, а не о тихом островке безопасности.