Какое-то время казалось, что попавший в трудное положение украинский президент Виктор Янукович выживет в политическом цунами, возникшем после его решения отказаться от подписания соглашения об ассоциации, которое он вырабатывал вместе с Евросоюзом, и вместо этого принять помощь от России (кредит на 15 миллиардов долларов плюс снижение цен на газ на одну треть) на устранение украинской экономической неразберихи. В отличие от соглашения об ассоциации, условием которого были глубокие политические и экономические преобразования, подрывающие характерные для политического режима Януковича клановый капитализм и коррупцию, Москва не требовала никаких раскачивающих страну реформ в обмен на предложенную 17 декабря сделку. Она была рада предотвратить то, что казалось началом сближения Украины с Европой и ее отхода от России.
Но Янукович перестарался. Не успели остыть протестующие, размышлявшие, что же делать после сделки Януковича с Кремлем, как контролируемый украинским президентом парламент 16 января принял целый пакет законов, которые по сути дела запрещают проведение демонстраций. Возникшее возмущение придало новые силы движению протеста. На киевском майдане снова начались протестные выступления, а стычки милиции с демонстрантами превратились в обычное зрелище. Когда троих демонстрантов убили, и появились сообщения об исчезновениях и пытках других, гнев в обществе перехлестнул через край. Толпы людей начали окружать и даже захватывать государственные здания в различных частях страны. В центре и на западе Украины стали возникать «народные советы», а кое-где правящая Партия регионов и коммунистическая партия были объявлены вне закона.
Одна из самых серьезных проблем Януковича заключается в том, что массовое движение сегодня возникает не только в центральных и западных областях Украины, где очень сильна антипатия к нему и к его Партии регионов. Надо сказать, что эти области наиболее активно выступают против режима и против России, и благожелательно относятся к Европе. В восьми областях (Волынская, Львовская, Ивано-Франковская, Ровненская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая и Винницкая) власть правительству практически не принадлежит. Но в равной степени шаткими оказались его позиции в Сумской и Полтавской областях на северо-востоке. Еще хуже для Януковича то, что демонстрации начались и в различных местах русскоязычного региона Донбасс: в Днепропетровске, Одессе, Харькове и Запорожье (так в тексте — прим. перев.). На востоке положение правительства довольно прочное; но сейчас становится ясно, что выступающая против Януковича оппозиция стала общенациональной по масштабам, хотя у нее нет пока единого руководства. Широко распространенное мнение о том, будто происходящее на Украине можно свести к расколу между востоком и западом, сегодня опровергнуто как чрезмерно упрощенческое.
Читайте также: Украинский перелом
Протесты сегодня уже не связаны только с соглашением об ассоциации (да и никогда не были связаны только с ним). Главная причина сдерживавшегося до поры до времени недовольства - это всепроникающая коррупция и бесхозяйственность в экономике. Это усугубляется еще и тем, что Янукович за годы своего президентства не осуществил реформы, необходимые для восстановления украинской экономики и укрепления власти закона. Украинцев настолько сильно разочаровали последствия оранжевой революции, что Янукович получил самую благоприятную возможность для улучшения ситуации. А он эту возможность упустил. Сейчас, даже если он повернет все вспять и решит подписать соглашение об ассоциации, будет слишком поздно, и этого будет явно недостаточно. Улица почувствовала, что перевес на ее стороне, а Янукович загнан в угол.
Еще одна проблема Януковича состоит в том, что в оппозиции практически нет таких людей, с которыми он может договариваться, чтобы успокоить революционные волны. В попытке истинного примирения или раскола оппозиции Янукович на прошлой неделе пригласил в правительство лидера партии «Батькивщина» Арсения Яценюка и Виталия Кличко, который возглавляет Украинский демократический альянс за реформы (УДАР), на должности премьер-министра и заместителя премьер-министра, соответственно. Оба политика ответили отказом, сделав это по трем веским причинам.
Во-первых, протестное движение испытывает такое отвращение к Януковичу, что эти люди, войдя в правительство, утратили бы значительную часть своего политического капитала. Во-вторых, поскольку Янукович не предложил никакого поста Олегу Тягнибоку, возглавляющему крайне правую партию «Свобода», тот осудил бы своих соратников и выступил в качестве единственного неподкупного лидера. Яценюку и Кличко такой результат не нужен. В-третьих, в политической системе, где власть сосредоточена в руках у президента, выгоды от занятия поста премьера (а тем более - его заместителя) намного перевешивает риск утраты народной поддержки, поскольку эти люди будут работать в непопулярном правительстве, которое, похоже, дышит на ладан.
Было время, когда Янукович мог укрепить свои позиции, выпустив на свободу находящегося за решеткой лидера оппозиции Юлию Тимошенко и отправив ее в комфортную ссылку. Однако время для принятия такого решения ушло. Хотя украинцев беспокоит предполагаемая причастность самой Тимошенко к коррупции, и они недовольны неудачами правительства после оранжевой революции, в котором она занимала пост премьер-министра, Тимошенко остается самым популярным политиком на Украине. С учетом нынешней политической ситуации в стране она наверняка отвергнет любую договоренность, предусматривающую ее отъезд за рубеж. Освободить ее для Януковича означает поставить себя под удар, потому что Тимошенко обладает харизмой, а теперь еще и дополнительным престижем, поскольку она пострадала от его гонений. Это придаст новые силы оппозиции. Но отказ освободить Тимошенко идет во вред Януковичу. Короче говоря, в отношении Тимошенко Янукович столкнулся с трудноразрешимой дилеммой.
Также по теме: Контроль украинского правительства над регионами начинает рассыпаться
А ведь есть еще вопросы по поводу того, какое место Янукович занимает в структуре государства и в системе плутократии. Чем дольше будет длиться кризис, тем больше членов его правительства и связанных с ним олигархов будут покидать тонущий корабль и дистанцироваться от него. Самым заметным из таких олигархов является Ринат Ахметов. Из заявления Ахметова уже стало ясно, что против демонстрантов не следует применять силу, и что единственный выход из кризиса — это переговоры. Министр обороны Павел Лебедев заявил, что военные не будут участвовать в подавлении протестов. Таким образом, остается спецназ Министерства внутренних дел «Беркут», вызывающий у демонстрантов гнев и ярость из-за своей жестокости, а также патрульные милиционеры. Но сколько пройдет времени, прежде чем разногласия в украинском обществе просочатся в силы безопасности, приведя к братанию с демонстрантами и к открытому дезертирству?
Российское правительство вообразило, что ему удалось похоронить соглашение об ассоциации, затянуть Украину в свою сферу влияния, а возможно также, в свой Таможенный союз (сейчас в него входят Россия, Белоруссия и Казахстан) и в Евразийский союз, который проектирует Путин. Теперь оно вынуждено наблюдать за происходящим со стороны. У Москвы нет ни одного хорошего варианта. Ситуация на Украине настолько хаотична, что у России нет средств для обеспечения стабильности, не говоря уже о спасении Януковича, который день ото дня становится все менее ценной фигурой. Кремль, которому очень не хочется портить свой имидж в преддверии зимних Олимпийских игр в Сочи, не желает применять силовую тактику на Украине. Да если бы и желал, совершенно непонятно, какое воздействие он может оказать. Военное вмешательство исключено. Это еще больше усугубит участь Януковича, а в центре и на западе страны возникнет мощное народное сопротивление. Украинская экономика - в катастрофическом положении, и она очень сильно зависит от поставок российского газа. Но Украина — это не Грузия, и нет никаких шансов на то, что российские войска сумеют запугать население и восстановить порядок.
Согласится ли Янукович на требования оппозиции о проведении досрочных выборов? Такое возможно. Но при этом ему, его ближайшим сподвижникам и родственникам придется считаться с возможностью того, что после победы оппозиции начнутся расследования по фактам политических злоупотреблений и коррупции, будут суды и тюремные сроки. Теоретически возможно выработать некую сделку, в рамках которой Янукович получит иммунитет от преследования и сможет уехать за рубеж в ссылку. Но ни один из трех главных лидеров оппозиции (Кличко, Яценюк, Тягнибок) не рискнет своим авторитетом, чтобы первым высказать подобную мысль. Ведь для многих демонстрантов она сродни предательству.
Шансы на то, что Янукович переживет этот кризис, очень и очень малы.
Раджан Менон — профессор политологии Сити-колледжа Городского университета Нью-Йорка и внештатный научный сотрудник Атлантического совета (Atlantic Council). Его последняя книга называется «The End of Alliances» (Конец альянсов).