Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Теорема Путина

Российский народ считает, что Путину удалось восстановить национальную гордость и улучшить его повседневную жизнь. Его авторитаризм вызывает нешуточное раздражение на Западе, но пока что ничто не в силах поколебать его власть. Но давайте рассмотрим путь нового царя России накануне Олимпиады в Сочи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский народ считает, что Путину удалось восстановить национальную гордость и улучшить его повседневную жизнь. Его авторитаризм вызывает нешуточное раздражение на Западе, но пока что ничто не в силах поколебать его власть. Но давайте рассмотрим путь нового царя России накануне Олимпиады в Сочи.

Когда Владимир Путин появился во власти (премьер-министр в 1999 году и президент в 2000 году) о нем еще мало кому было хоть что-то известно. Сегодня, 15 лет и три мандата спустя, в России говорят только о нем. Он летает на истребителе, позирует с обнаженным торсом на лошади, управляет подводной лодкой, охотится на медведя и тигра, вылавливает 20-килограммовую щуку, бросает на татами соперника и играет на фортепиано... Путин создал себе образ спортивного и мужественного сверхчеловека, успешного лидера, то есть идеал, цель которого — убедить россиян в том, что их страна в хороших руках.

Поднявшись на вершину благодаря своему предшественнику Борису Ельцину, Путин должен был в первую очередь заставить всех позабыть о темном прошлом агента КГБ в Восточной Германии до падения берлинской стены. Обстоятельства сыграли ему на руку. Россияне ощущали себя опозоренными стареющим Борисом Ельциным, который спотыкался на трапе самолета как запущенный алкоголик, в которого он собственно и превратился. Они считали себя обманутыми лидером, который не смог (или не захотел) заставить НАТО прислушаться к протестам России против операции в Косове и уступил требованиям чеченских сепаратистов.

Таким образом, Путин стал своего рода антиподом Ельцина, соперником, а не другом Запада, защитником могущества и интересов России от Багдада до Дамаска, от Тбилиси до Киева. Он пообещал «замочить в сортире» чеченцев и одной этой фразой превратился в нового героя российских мужчин. Женщинам же он предложил более эротичный образ. О нем даже сложили песню, в которой прославляется идеальный мужчина: «Такого, как Путин, полного сил, Такого, как Путин, чтобы не пил. Такого, как Путин чтоб не обижал, Такого, как Путин, чтоб не убежал. Я видела его вчера в новостях, Он говорил о том, что мир на распутье. С таким, как он, легко и дома, и в гостях, И я хочу теперь такого, как Путин».

Разумеется, Путин всячески отрицал, что создает в стране новый культ личности. Но ему явно нравится, когда его любят. И не нравится, когда не любят. Первыми ощутили это на себе создатели программы «Куклы» с телеканала НТВ, которую закрыли после того, как Путина показали в ней карликом.

Читайте также: Рейтинг Путина устойчиво держится уже почти два года

Премьер-министр РФ Владимир Путин на отдыхе в Республике Тыва


Гриппозные носы


Ельцинская Россия была открытой страной. Там всегда можно было найти советника президента, который был готов объяснить вам его стратегию в политике и экономике. При Путине все стало закрытым. В 2008 году газете, которой хватило смелости написать о связи президента с известной гимнасткой, пришлось прекратить работу. В тот момент Путин опроверг все слухи, однако подчеркнул, что «всегда плохо относился к тем, кто с каким-то гриппозным носом и со своими эротическими фантазиями лезет в чужую жизнь». Пять лет спустя он объявил о разводе с супругой. Тем самым он дал понять, что сам является творцом собственного имиджа.

Обычно говорят, что Путину удалось сыграть на российской национальной гордости и примирить коммунистов с неолибералами вокруг таких мощных символов как советский гимн с новым, лишенным идеологической подоплеки текстом. Кроме того, нужно отметить, что ему удалось умаслить и обычных людей. Во времена Бориса Ельцина зарплаты и пенсии нередко выплачивались с большими задержками. При Путине это изменилось, хотя их размеры так и остались весьма скромными.

Выдворение из страны и задержание ключевых олигархов ельцинской эпохи вроде Владимира Гусинского, Бориса Березовского, а затем и Михаила Ходорковского (провел за решеткой десять лет с 2003 года) были восприняты как поворот к большему равенству. Общественному мнению потребовались месяцы, чтобы понять, что на их место просто пришли приближенные Путина. Благодаря перевалившим за 100 долларов за баррель ценам на нефть (13 долларов в ельцинские времена) состояния российских миллиардеров достигли небывалых высот. Как утверждают бывшие соратники Путина, он и сам неимоверно богат.

Нефть и газ стали опасным оружием в руках нового монарха (с их помощью он шантажировал Европу и заставил прогнуться под себя Украину), но, к сожалению, так и не стали основой устойчивого развития страны. Модернизации до сих пор так и не видно. А падение курса рубля влечет за собой замедление роста экономики (1,4% в 2013 году против 3,4% в 2012 году и 4,3% в 2011 году), которую разъедает коррупция. Именно из-за нее путинская «Единая Россия» получила прозвище «партия жуликов и воров» после скандальных парламентских выборов декабря 2011 года.

Что касается идеологии, Путин не стал возобновлять связь с советским прошлым. Ему на замену он поставил нечто вроде авторитарного патернализма, который опирается на православие и отрицание всего иностранного и чужого. Художественный авангардизм вновь стал мишенью репрессий, о чем свидетельствует двухлетний тюремный срок для двух участниц группы Pussy Riot, которые осмелились спеть антипутинский «молебен» в московском православном храме.

Гомосексуализм воспринимается по этой логике как нечто внешнее и чуждое для местных обычаев. НКО и правозащитные организации (в том числе и самые престижные), которые сделали целью своего существования выявление преступлений сталинизма и перегибов в кавказской политике новой власти, попросили зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов».

Во внешней политике, главное — утвердить влияние России. Во время сирийского кризиса Путину удалось вернуть страну на международную арену, откуда она практически выпала после американского вмешательства в Ираке и событий арабской весны. Что же до так называемого «ближнего зарубежья» (то есть в прошлом советской периферии), тут необходимо помешать соседям сблизиться с НАТО, даже если для этого придется устроить войну, как было в Грузии в 2008 году.

Однако даже могучий Советский Союз в итоге оказался колоссом на глиняных ногах. Поэтому, когда теракт устраивает болезненную встряску какому-нибудь сонному российскому городу, возможно, стоит задуматься, не стало ли умиротворение Северного Кавказа с помощью кровавой войны в Чечне всего лишь обманкой.