Воздушная гитара (Air Guitar) – это имитация игры на несуществующей гитаре. Эта практика возникла в 1969 году на знаменитом представлении Джо Кокера на Вудстоке. С 1996 года существует даже мировой чемпионат по игре на невидимой гитаре, который обсуждался в финском городе Оулу. Потом возникли целые инструментальные ансамбли Air Band, имитируюшие игру. Они стали известны благодаря телевизионному сериалу «Клиника» и вошли в моду.
Как говорили Blues Brothers, когда игра становится жесткой, упрямцы начинают играть. В Иране, где после исламской революции во главе с Хомейни, было запрещено показывать по национальному телевидению музыкальные инструменты, но сама музыка не была запрещена, 18 января популярная музыкальная группа Pallett в образовательной телевизионной программе Amouzesh превратилась в Air Band, имитируя исполнение хита Yadegar–e’ Doost («Воспоминание друга»), написанного в стиле этнической музыки. В этом хите сказалось влияние традиционной иранской музыки, джаза, музыки Балкан в духе Горана Бреговича, еврейского стиля клезмер. Игра на кларнете, виолончели, гитаре и контрабасе в знак протеста имитировалась.
Поначалу такая аллергия на музыкальные инструменты может показаться любопытной, но она вовсе не является из ряда вон выходящим фактом. Последователи Джироламо Савонаролы сжигали инструменты на кострах. Талибы, чтобы прекратить любое пение, даже убивали птиц в клетках, красные кхмеры уничтожали национальные музыкальные инструменты, соперничая с хунвэйбинами Мао Дзэдуна, которые во время проведения культурной революции в особенности обрушились на фортепьяно, считая его эмблемой буржуазной культуры. С другой стороны, сам Мао восхищался императором Цинем Шихуанди, который в 212 году до н.э. во время культурной революции, вошедшей в историю как «сжигание книг и погребение эрудитов», приказал бросить в костры также и музыкальные инструменты.
Интересно, что сегодняшний капиталистический Китай преодолевает маоистский кошмар, обратившись не только в сторону развития рыночных отношений, но и став любителем фортепьянной музыки. По крайней мере, 40 миллионов китайских детей учатся игре на пианино и часто становятся знаменитыми в юном возрасте, подобно Моцарту.
В Китае изготавливается 76,9% производимых в мире фортепьяно, но это не удовлетворяет внутренний спрос, и инструменты импортируются. Практически для представителей нового китайского среднего класса обладание пианино и наличие играющего на нем ребенка - символ восхождения по социальной лестнице, что можно сравнить с ситуацией на Западе в конце 19-го и в начале 20-го веков до начала массового производства пластинок. Перед хорошим пианистом также открываются широкие возможности карьеры, как видно на примере таких популярных мировых звезд, как Лан Лан или Ли Юнди. Обратная сторона медали заключается в том, что желающих записаться в консерваторию так много, что появилась практика рекомендаций со стороны партийной номенклатуры, которая периодически предается скандальной огласке.
Итак, политика уничтожения музыкального инструмента закончилась его освящением. Немного по-другому события развивались в Советском Союзе, где после Великой Октябрьской социалистической революции было решено продвигать балалайку в качестве «пролетарского» инструмента вместо «буржуазной» гитары. Были созданы целые оркестры балалаечников, а цены на гитары были установлены гораздо выше, чем на балалайки. Так как материалы для изготовления и цена производства были практически одинаковыми, большинство директоров государственных фабрик предпочитали производить гитары, которые стоили дороже и позволяли больше заработать. Этот факт часто приводился экономистами как пример неэффективной работы плановой экономики.
Эти пропагандистские цели аналогичны задаче английских властей, которые после якобитского восстания и сражения при Каллодене в 1746 году запретили волынку как символ шотланской нации. Хроника сохранила даже имя музыканта Джеймса Рейда (James Reid), который был повешен, хотя во время процесса его адвокаты доказали, что он не носил оружия в битве. Однако судья заявил, что шотландцы никогда не маршируют без музыканта, играющего на волынке, поэтому волынка приравнивается к военному инструменту. Именно по этой причине впоследствии в войска Великобритании вновь была введена волынка, потому что без нее шотландские солдаты не сражались с максимальной отдачей. Этот инструмент присутствовал во всех колониальных войсках от Канады до Индии и превратился из антибританского символа в эмблему империи.
Политическое значение приобрел и боливийский инструмент чаранго, когда музыкальные группы, связанные с Чилийской коммунистической партией, например, такие как знаменитый ансамбль Inti Illimani, ввели его в качестве фольклорного элемента «левых», противопоставив фольклору «правых» групп, таких как Huasos Quincheros, традиционно использующих гитару. Режим Пиночета строго запретил использование чаранго, и он стал символом оппозиции. Когда Себастьян Пиньера стал президентом Чили, то звуки чаранго были включены в джингл, что стало признаком проведения новой линии, направленной на преодоление противостояния.