Суждено ли Гонконгу стать второстепенным китайским городом? Ставить этот вопрос 25 или даже 15 лет назад показалась бы абсурдно. Гонконг мог с полным правом похвастаться экономическим динамизмом, лидерством в регионе в области коммерции, торговли и финансов, плюс стратегическим положением в Китае в качестве «окна в мир». С точки зрения богатства, управления, верховенства закона, прав собственности и качества государственных институтов Гонконг не имел аналогов.
Что более важно, инвестиции Гонконга в свое будущее, в частности, в образование, исследования и разработки, плюс городской общий фонд человеческого капитала сделали его объектом соревнования в регионе и за его пределами.
Однако, несмотря на то, что Гонконгу по-прежнему нравится думать о себе как о ведущем городе мира, доказательства того, что он может продолжать быть им и дальше, становятся всё менее убедительными.
Не существует никакой волшебной формулы для обеспечения будущей конкурентоспособности. Но есть одна необходимая составляющая, без которой экономический рост и процветание практически невозможно: образование.
Это может объяснить, почему так много государств ускоряют сегодня инвестиции в образование с целью обеспечить своё будущее, подготовить кадры для адаптации экономики, а также обучить следующее поколение «инициаторов перемен», – изобретателей, новаторов и предпринимателей завтрашнего дня, чьи открытия будут формировать новые рынки, продукты и предприятия.
Большинство мировых творцов политики уже знает об этом. В Гонконге, однако, самоуспокоенность и продолжающаяся инерция «потерянного десятилетия» указывают на угрожающий спад в способности города конкурировать на региональном и глобальном уровнях.
Несколько индикаторов указывают на относительный упадок Гонконга.
Первое, касательно инвестиций в будущее. Гонконг исторически пользовался конкурентным преимуществом по сравнению с материковой частью Китая и многими государствами региона за счет государственной политики, направленной на развитие сектора образования, особенно высшего образования. Соответствующие стабильные инвестиции в инфраструктуру, способности, талант, финансирование научных исследований поставили эту сферу города на мировую карту образования.
Однако в последнее время уровень инвестиций, необходимых для поддержания конкурентного преимущества сектора, упал. Расходы на образование сегодня составляют около 4,2 процента валового внутреннего продукта, и это ставит Гонконг позади таких стран, как Южная Корея. Несмотря на то, что в абсолютном долларовом выражении финансирование сектора образования Гонконга выросло с 1997 года, его опережают и материковая часть Китая, и Южная Корея, и другие.
Второе. Предположение, что Гонконг продолжает обладать преимуществами с точки зрения качества образования, материальной базы мирового класса, интернациональной профессуры и конкурентоспособного фондирования научных исследований, больше не соответствует действительности. Капиталовложения Южной Кореи, Китая, Сингапура и Малайзии быстро преображают производительность и качество университетов этих стран. Поездки в любой из университетов Шанхая, Пекина, Гуанчжоу, Кореи или Сингапура, например, не могут не впечатлить.
Наоборот, университеты Гонконга все чаще выглядят потрепанными, с менее впечатляющими информационными и коммуникационными технологиями, с меньшим финансированием материальной базы и научных исследований. Местным университетам теперь сложнее бороться за международный талант, предоставлять ресурсы, требуемые профессурой, или привлекать наиболее одаренных местных и иностранных студентов.
Третье. На прежнем уровне остается доля людей с высшим образованием в общей численности населения. В то время как страны-конкуренты наращивают долю граждан с высшим образованием с целью подготовки их экономик к росту добавленной стоимости и повышения производительности труда, доля граждан с высшим образованием в Гонконге остается поразительно низкой по международным стандартам.
В Гонконге только около 20 процентов выпускников средних школ поступают в вузы по сравнению с 60 процентами в Корее, 40 процентами в США и примерно 34 процентами в Великобритании.
Количество мест в университетах Гонконга не удовлетворяет спрос, вынуждая большое количество молодежи учиться за рубежом. В 2011-12 годах Гонконг послал 11 335 студентов в британские университеты, заняв шестое место среди не входящих в ЕС стран в качестве поставщика студентов - после Китая, Индии, Нигерии, США и Малайзии, которые имеют значительно больше населения.
Добавьте сюда поступивших в австралийские, канадские, американские и европейские университеты, и получится, что Гонконг экспортирует большое количество выпускников, получивших среднее образование, за рубеж. Некоторые из лучших и наиболее талантливых студентов, другими словами, потеряны для Гонконга; они заканчивают зарубежные вузы и остаются за рубежом, то есть проводят свои самые плодотворные годы, оказывая содействие конкурентным Гонконгу экономикам.
Четвертое, обучение для экономических преобразований. Гонконг нуждается в рабочей силе, способной поднимать экономику с помощью сектора знаний, – например, биотехнологии, нанотехнологии, профессиональных консультаций, медицинских и технологических услуг, помимо других. Это поможет Гонконгу обороняться от растущей конкуренции со стороны материкового Китая. Однако, в настоящее время низкая доля населения с высшим образованием оставляет Гонконг с недостаточными знаниями для того, чтобы управлять этими преобразованиями или выдерживать конкуренцию.
В своем недавнем обращении к населению города глава исполнительной власти, высшее должностное лицо Гонконга, торжественно обещал предоставить до 100 стипендий наиболее способным студентам мегаполиса для обучения в ведущих мировых институтах, кроме того, выделить дополнительно 1 000 бюджетных мест, чтобы дать возможность студентам закончить основную программу высшего образования. Эти меры позволят продвинуться немного вперед в решении общих структурных проблем, однако Гонконг стоит перед лицом надвигающегося кризиса знаний, умений и навыков.
В отсутствии реальной инновационной политики, реформы высшего образования и осознания больших трудностей впереди, самые яркие дни Гонконга, судя по всему, останутся в прошлом, и его будущее в качестве второразрядного китайского города станет просто вопросом времени.
Дэррил С.Л. Джарвис, профессор, заместитель декана Факультета гуманитарных и социальных наук Института образования Гонконга