Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рубль падает — россияне боятся роста цен

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Представители среднего класса в Москве охвачены коллективным приступом беспокойства. Чтобы сердце учащенно забилось, достаточно пройти по улице, где пульсирующие красным цветом электронные табло напоминают о том, что рубль падает. Вывески, сообщающие об обменном курсе, показывают, что на прошлой неделе курс рубля оказался таким же скользким, как и тротуары в январе.

Москва — Представители среднего класса российской столицы охвачены коллективным приступом беспокойства. Чтобы сердце учащенно забилось, достаточно пройти по улице, где пульсирующие красным цветом электронные табло напоминают всем о том, что рубль падает.

Вывески, сообщающие об обменном курсе между рублем, долларов и евро, показывают, что на прошлой неделе курс рубля оказался таким же скользким, как и тротуары в январе, и достиг самой низкой отметки по отношению к доллару за четыре последних года. Это новость занимает главное место в обсуждениях на «Эхо Москвы», самой популярной радиостанции среди представителей среднего класса.

Слабеющий рубль означает, что продукты питания, одежда, мобильные телефоны, кухонная утварь и все остальное, изготовленное за границей, а именно эти товары и предпочитают многие россияне, особенно представители среднего класса, становятся более дорогими. То же самое можно сказать о поездках за границу, которые служат своего рода выпускным клапаном для эмоций тех, кто считает, что их жизнь подвергается ограничениям в России Владимира Путина.

После нескольких часов раздраженных вопросов от слушателей, главный редактор «Эха Москвы» в четверг вечером получил возможность побеседовать в прямом эфире с министром финансов и обрушил на него град вопросов. «Что происходит? — задал вопрос Алексей Венедиктов. — Рубль сильно ослаб. Означает ли это, что курс рубля уже обрушился? Наши слушатели обеспокоены. Доллар впервые с 2009 года превысил отметку в 34 рубля. Что-то не так?»

Министр Антон Силуанов попытался всех успокоить. «Проблем нет, — сказал он. — Идея заключается в том, чтобы сделать курс рубля гибким, чтобы не было искусственного сдерживания, как было раньше».

В пятницу рубль стал таким гибким, что продемонстрировал новый, рекордно низкий уровень, на этот раз по отношению к евро.

Читайте также: Экономика - ахиллесова пята Путина

«Я очень обеспокоена, — призналась 45-летняя Оксана Шипко, замужняя женщина и мать двоих детей, делавшая в пятницу покупки. — Экономика не развивается. Цены на продукты питания высокие, и ситуация ухудшается».

С начала года, по словам Силуанова, рубль потерял 3,6% своей стоимости. Как это часто здесь происходит, он обвинил во всем Соединенные Штаты, но без особой недоброжелательности. Он отметил, что и другие развивающиеся рынки также пострадали от глобальных неурядиц, и что у рубля и раньше были падения и взлеты.

Рублевые и долларовые купюры


«В прошлом году Соединенные Штаты объявили о том, что они будут сокращать так называемое количественное смягчение, — сказал он в беседе с Венедиктовым. — Другими словами, они прекращают печатать деньги. Это абсолютно правильно, поскольку экономика США показывает достаточно устойчивые высокие темпы роста, безработица сокращается. И, конечно, некоторые инвесторы думают: ага, США будут сворачивать печатание денег, значит мне лучше вложиться в какие-то активы США... Поэтому деньги с развивающихся рынков постепенно лучше вывести».

Вывод инвестиций, ослабляющий рубль, и замедление экономического роста совпадают с изменением политики российского Центрального банка. Центральный банк установил целевой диапазон для рубля и устраивал интервенции для его поддержания, продавая доллары и покупая рубли, если национальная валюта начитала ослабевать.

В настоящее время Центральный банк сокращает свою поддержку, а его целью теперь является введение в следующем году свободного плавания рубля — а таком случае его показатели определяются рынком. К тому времени рубль может опуститься еще ниже.

Многие россияне не проявляют особого беспокойства. Они переживали и худшие времена.

«Цены растут, — отметила Маргарита Ротанова, университетский преподаватель. — Это очевидно. Но вы молоды. А я пережила войну. Ничего меня сегодня не удивляет. Посмотрите, кто принимает решения».

Она продолжает работать. Это способ борьбы с повышением цен. В воскресенье ей исполнится 79 лет.

Также по теме: Россия - какой должа быть экономика страны

Владимир Котов не мог не заметить роста цен, когда он в пятницу упаковывал свою скромную по размеру сумку в расположенном неподалеку продовольственном магазине.

«А что делать?» — задал вопрос Котов. Он продолжает работать в качестве проектировщика в Московском метрополитене, и таким образом помогает остальным членам семьи поддерживать их покупательную способность. 3 февраля он будет отмечать свой 82 день рождения.

«Передайте г-ну Обаме и Мишель наилучшие пожелания от г-на Котова из России», — весело сказал он.

Несмотря на существующие опасения, Центральный банк поступает правильно, прекращая поддержку рубля, подчеркивает Евсей Гурвич, глава Экономической экспертной группы в Москве.

Предыдущие финансовые кризисы показали, что Центральный банк не мог правильным образом управлять процентными ставками, отметил он в интервью.

«Управление процентными ставками мешало экономике подстроиться к воздействиям внешних шоков, — сказал Гурвич. — Но теперь они проводят правильную политику».

«Более слабый рубль может иметь положительное воздействие наряду с негативным», — добавил он. Хотя Россия становится менее привлекательной для столь нужных ей иностранных инвесторов, местная промышленность становится более конкурентоспособной и, возможно, получает толчок. А он очень нужен: россияне привыкли к росту порядка 8% в год в течение последнего десятилетия. А в прошлом году рост экономики сократился до 1,5%.

Лазиз Пардабаев, 23-летний агент по продажам в сотовой компании, слышал о теории, согласно которой слабый рубль может предоставить местным производителям необходимую паузу для роста и помочь экономике развиваться.

Подобные теории вызвали у него улыбку.

«Я не думаю, что это поможет, — признался он. — Вы знаете, как все происходит в России».

Тем не менее, он не намерен паниковать по поводу рубля или состояния экономики. «Что я буду делать?» — спросил он. И затем ответил: «Я надеюсь, что когда-нибудь я уеду из этой страны».