Вы не счастливы от того, что держите в руках новые банкноты евро? Очевидно, вы незаметно для себя стали жертвой «мягкой силы» России.
Ах, вы националист? Заблуждаетесь, друг! Это «операция в сфере стратегических коммуникаций», поэтому вы думаете, что являетесь сторонником Национального объединения, но в действительности поддерживаете Кремль только потому, что не в восторге от Европейского союза и всех его решений.
В свою очередь, если вы евроскептик по убеждению и думаете, что возможно независимое Латвийское государство, с вами вообще все ясно. На самом деле вы «льете воду на мельницу, которая разворачивает нас на Восток».
Вы, наверное, поняли, что это не мои идеи. Это тезисы бывшего министра обороны Артиса Пабрикса. «Чем больше евроскептиков, тем легче это государство ориентировать на Восток», - рассуждал Пабрикс в интервью Sestdienа. На должности министра он убедился, что евроскептицизм возникает от того, что «достаточно много так называемой мягкой силы, или операций в сфере стратегических коммуникаций, которые исходят от нашего восточного соседа и которые способствуют евроскептицизму».
Теперь вы поняли, почему Артис Пабрикс полгода назад предупреждал, что мы еще мало боимся России. Мягкая сила – везде! Я бы даже посоветовал тщательно рассмотреть рулон туалетной бумаги, который вы по наивности приобрели для личного пользования, не содержит ли он предательских надписей «Made in Russia» и «soft». Не так ли, господин Пабрикс?
Вообще, оставим в покое бедного экс-министра обороны. С учетом того, что бравый патриот стремится завоевать для себя хорошо оплачиваемое кресло депутата Европарламента, его речи более-менее понятны.
К тому же, мягкая сила, или по-английски soft power это, конечно, не изобретение Пабрикса. Термин ввел профессор Гарварда Джозеф Най, порекомендовав широко использовать его для укрепления влияния в мире именно США. Как явление это, разумеется, известно со времен Лао-цзы или ещё древнее. Сейчас смотрим CNN – одна мягкая сила, переключаем на RT – другая. Однако мозги - наши.
Каждый имеет право убеждать нас в свою пользу, а наше право –думать. Право думать есть и у вас, господин Пабрикс. Поэтому подумайте, не связан ли случайно рост евроскептицизма с чем-то объективным в реалиях и в политике Латвии. Может быть, с положением в Латвийском государстве? Или, к примеру, с отказом вашего правительства провести референдум о введении евро, наплевав на демократическое право народа выбирать? Может быть, еврооптимизму не содействует запрет копченостей из Рубени европейскими нормами? Очередная европейская регула, а не проявление мягкой силы России, не правда ли? Вы ведь не думаете, что президент Европейского совета ван Ромпей, который совсем недавно заявил, что «такие понятия, как народ и родина должны отправиться на помойку истории», российский агент?
И не российское телевидение, а происходящее в жизни Латвии сегодня не способствует еврооптимизму.
Перевод: Лариса Дереча.