Эти фотографии облетели весь мир: три монаха с иконами и распятиями в руках встали между полицией и манифестантами. Звон колоколов на соборе Святого Михаила поднял тревогу в Киеве ночью 30 ноября этого года, когда во время первой попытки полиции очистить Майдан популярная певица Руслана, активная участница киевских протестов, отправила sms монахам. Церковники приютили манифестантов, спасавшихся от ударов дубинок, и помогли раненым. Русские наблюдатели были потрясены. «Наши попы передали бы их полиции», – таков наиболее распространенный комментарий в социальных сетях.
Украинская церковь участвует в развивающейся революции. Точнее в ней участвуют церкви, так как в стране, для которой характерен лингвистический, культурный и экономический раздел, разделены и церкви. Кажется, между двумя историческими традициями Киев более склонен выбрать польскую «горизонталь», чем русскую «вертикаль». В стране пять больших христианских церквей. Католический запад разделен между епархиями, придерживающимися римского и греческого обрядов. Православные повторяют политический раскол: Украинская православная церковь Московского патриархата, единственная, признанная Константинополем, отстаивает каноническое единство с патриархом Кириллом, а патриарх-раскольник Филарет возглавляет независимую церковь. Он сделал головокружительную карьеру в Москве, оказавшись в одном шаге от престола, но потом в 1991 году поддержал коммунистический путч, после чего стал ярым сторонником независимости. Он признал свою связь с КГБ, чего епископы при советской власти избежать не могли. Он был отлучен Москвой за его политическую позицию, а также за поведение в частной жизни (ходят слухи, что он проживает вместе с женщиной). Филарет образовал Украинскую православную церковь Киевского патриархата, где говорят на украинском языке.
Итак, в отличие от Москвы, различные церкви Киева не равняются на власть, в религиозной жизни отражается политический раскол и вечная украинская дилемма. Для нее характерны интриги, удары ниже пояса и оспариваемые епархии. Но в драме Майдана, события на котором разворачиваются в нескольких сотнях метров от Днепра, где Русь в 988 году была обращена в христианство, священники неожиданно повели себя с редким единодушием, осудив насилие и предложив посредничество в переговорах. Филарет даже отказался принять медаль в честь своего 85-летия, хотя Янукович все равно воздал ему по заслугам.
В нескольких шагах от Лавры, известнейшего монастыря, оставшегося верным патриарху всея Руси, выставлены спорные «дары волхвов». Им поклонилось множество верующих в Москве и Минске, но в Киеве почтить их пришло немного людей, уверенных, что Майдан - это «сатанинское» проявление. «Русофильский» митрополит Павел сравнил Януковича с Христом, но другие священники поспешили заявить, что это «его персональная позиция», чтобы не оказаться «пятой колонной». Они остались глухи к идее русского вмешательства «ястребов» патриархата, которые в дебатах о европейском будущем Украины видят возможность для возобновление спора с католиками, чтобы присоединить Киев к «восточной христианской цивилизации». Более прагматичный Филарет заметил: «Несмотря на разрешение однополых браков, Европа все-таки лучше, чем Россия».