Накануне 1200-летия смерти Карла Великого – первого, с точки зрения того или иного партийного оратора, европейца – немецкие политические силы вступили в борьбу за места в Европейском парламенте.
Первые оценки шансов политических партий на предстоящих 25 мая восьмых выборах в Европейский парламент сулят неплохие виды немецким – вот ирония политики – евроскептикам. По итогам первого социологического опроса, посвященного предпочтениям бундесбюргеров на грядущих выборах, который подготовил институт исследований общественного мнения Emnid, основанная всего год назад популистская партия консервативного толка «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland, AfD) способна привлечь семь процентов немецких избирателей. Таким образом, «альтернативщики» станут первыми немецкими дебютантами в законодательном органе Евросоюза со столь незначительным политическим стажем.
Проходной балл на выборах в Европарламент составляет всего три процента (вместо пяти, действительных для выборов в Бундестаг и земельные парламенты). Однако даже на такое скромное количество голосов избирателей будет сложно рассчитывать недавнему партнеру христианских демократов по правящей коалиции – Свободной демократической партии. Ушедшие в оппозицию либералы стремительно потеряли влияние и популярность: по данным Emnid, в мае за них проголосуют только три процента избирателей. Не будет проблем с попаданием в Европейский парламент у нынешних партнеров по большой коалиции: по данным социологов, 25 мая социал-демократы наберут 26 процентов голосов, а консервативному блоку ХДС/ХСС достанутся 42 процента – практически таким же было соотношение ведущих политических сил страны на прошлогодних парламентских выборах. 10% немецких избирателей приведут в Европарламент «зеленых», восемь процентов граждан Германии в конце весны собираются проголосовать за партию «Левая».
В прошедшие выходные и социал-демократы, и баварские христианские социалисты, и «Альтернатива для Германии» выдвинули ведущих кандидатов на выборах в Европейский парламент. ХДС будет представлять на выборах в страсбургский орган власти его депутат с двадцатилетним стажем Маркус Фербер (Markus Ferber), призывающий к сокращению численности Еврокомиссии и увеличению срока ожидания при приеме новых членов в Евросоюз. Собиравшиеся в Ашаффенбурге «альтернативщики» пойдут на выборы под лозунгом «Смелость в Германии» (Mut zu Deutschland). Избраться в Европарламент от партии, отстаивающей традиционные консервативные ценности, попытаются двое из трех ее председателей – профессор макроэкономики Гамбургского университета Бернд Люке (Bernd Lucke) и бывший президент Объединения немецких промышленников (Bundesverband der Deutschen Industrie) Ханс-Олаф Хенкель (Hans-Olaf Henkel). Популистская «партия профессоров», выступающих, в первую очередь, против единой валюты и безграничной помощи отсталым членам еврозоны, призывает не путать AfD с другими европейскими «правыми» и обещает не вступать в альянс с одиозными противниками интеграционных идей. Многие политологи, впрочем, полагают, что в случае успеха у »Альтернативы для Германии» не будет продуктивных вариантов развития, кроме консолидации с французским «Национальным фронтом», британскими радикальными либералами из »Партии независимости Соединенного Королевства» (UKIP) Найджела Фэриджа (Nigel Farage), голландской «Партией свободы» Герта Вилдерса (Geert Wilders) или австрийской FPÖ. Все эти популисты имеют неплохие шансы на успех на выборах в Европейский парламент: как недавно рассказывала читателям «РГ/РБ», по предварительным прогнозам, правые могут занять каждое четвертое кресло в главном законодательном органе Евросоюза, напрямую избираемом гражданами государств-членов ЕС.
Социал-демократы, проводившие внеочередной партийный съезд в Берлине, утвердили первым кандидатом на весенних выборах Мартина Шульца (Martin Schulz): заседающий в Европарламенте с 1994 года политик в январе 2012 года был избран его председателем. Полномочия Шульца истекают летом текущего года, а немецкие «красные» надеются, что впоследствии их кандидат сможет возглавить уже Еврокомиссию. Основная предвыборная цель социал-демократов – заметно улучшить позорные показатели 2009 года, когда за кандидатов СДПГ в Европе проголосовали всего 20,8 процента избирателей. Тогда проевропейские позиции «товарищей» заметно ослабило сотрудничество в большой коалиции. Со схожей дилеммой немецкая социал-демократия сталкивается и сейчас: задача найти собственный путь на фоне успешного еврокурса федерального канцлера и одновременно не подорвать доверие партнера по коалиции рискует оказаться для «красных» нерешаемой.
Итоги голосования, которое пройдет во всех 28 странах-членах Евросоюза, повлияют на распределение кресел в Страсбурге, Брюсселе и Люксембурге, но, безусловно, станут и важным индикатором настроений избирателя в каждом из государств ЕС. В Германии предпочтения голосующих окажутся косвенной оценкой первых месяцев работы большой коалиции.
Нельзя упускать из виду важность европейских парламентских выборов не только на федеральном уровне, но и с точки зрения локальной политики: одновременно с голосованием за кандидатов в Европарламент в Германии состоятся коммунальные выборы сразу в десяти землях – Баден-Вюртемберге, Бранденбурге, Гамбурге, Мекленбурге-Передней Померании, Северном Рейне-Вестфалии, Рейнланд-Пфальце, Сааре, Саксонии, Саксонии-Анхальт и Тюрингии. Маловероятно, что граждане, собирающиеся 25 мая на избирательные участки, поведут в Европарламент кандидатов одной партии, а в Ландтаги – другой.