Союз представляет собой явление, которое традиционно тесно переплетается с понятиями безопасности и силы. На протяжении истории союзы всегда занимали важное место в международных отношениях и выступали одним из основных элементов межгосударственных связей, развитие которых без создания альянсов практически невозможно представить. Согласно Оле Холсти, «союз — это заключенное между двумя и более нациями формальное соглашение о построении сотрудничества в вопросах, связанных с национальной безопасностью». Стивен Уолт определяет союз как «созданную с целью сотрудничества в вопросах безопасности формальную или неформальную связь двух и более суверенных государств».
По мнению Джона Фридмана, от других форм международного сотрудничества союзы отличают следующие моменты: 1) наличие реальных или предполагаемых врагов; 2) вероятность вооруженного столкновения или риск возникновения войны; 3) наличие обоюдной заинтересованности в сохранении текущей ситуации (в вопросах территории, населения, стратегических ресурсов) или ее изменении.
Когда государства не в силах достичь национальных целей с помощью находящихся в их распоряжении ресурсов, они вынуждены вступать в коалиции и союзы с другими разделяющими ту же цель государствами. Иными словами, основной фактор, подталкивающий страны к созданию союза, — наличие единой цели или их неспособность реализовать эту цель посредством собственных ресурсов и возможностей.
Союзы являются не целью, а средством для государств. В условиях региональной и глобальной силовой борьбы союзнические связи незаменимы с точки зрения приобретения экономических, властно-политических, военных, общественных, научно-технологических преимуществ. При этом в случае необходимости в нужном месте и в нужное время в отношениях с соседними государствами используются дружественные и родственные связи, в отношениях с народами — принадлежность к единой расе, этносу, религии.
Даже если государство располагает достаточным для достижения определенной цели количеством собственных ресурсов, оно может вступать в союзы и по другим причинам, в частности, для снижения ресурсных или временных затрат, необходимых для того, чтобы достичь данную цель. Например, в условиях ситуации, сложившейся в конце Второй мировой войны, США собирались активизировать боевые действия против Японии. В ходе переговоров на Ялтинской конференции Рузвельт активно убеждал Сталина в необходимости вступления Советского союза в войну с Японией. Цель Рузвельта состояла в том, чтобы как можно скорее и с наименьшими затратами положить конец этой войне.
Иногда государства создают союзы для обеспечения легитимности собственных действий. Например, США, полные решимости помешать Ираку, который, оккупировав Кувейт, объявил о намерении присоединить его к собственным территориям, с целью легитимизации этой операции стали инициаторами принятия связанных с данным вопросом резолюций в Совете Безопасности ООН. В рамках этих решений силы коалиции, созданной во главе с США, вытеснили иракские силы из Кувейта. Накануне оккупации Ирака в 2003 году в Совбезе вновь предпринимались похожие попытки, но они не увенчались успехом. Так, США, которые с ограниченными коалиционными силами в конечном счете все же осуществили вооруженное вмешательство в дела Ирака, подверглись резкой критике и обвинениям в нарушении норм международного права, что не могло не нанести вреда их имиджу на международной арене.
Турция обладает определенной и важной исторической, географической структурой, стратегическим геополитическим положением и ретранслируемым культурным наследием. Кроме того, бесспорным является то, что для Турции характерна многомерная идентичность. Это страна как европейского, так и азиатского, как западного, так и восточного, как черноморского, так и средиземноморского, как балканского, так и ближневосточного, как мусульманского, так и светского народа.
При анализе союзных отношений Турции данные обстоятельства из виду упускать не стоит. Наряду с геополитическими интересами, национальной безопасностью, восприятием единой угрозы, региональные союзы придают особое значение географической близости государств и опирающемуся на нее сотрудничеству. Помимо кооперации в области таких вопросов, как наличие общих целей и интересов в экономической и политической сферах, обороне и безопасности, региональные страны, между которыми существуют крепкие этнические, религиозные, исторические, культурные связи, также способны реализовать совместные проекты в области трансграничной торговли, водных ресурсов, сельского хозяйства, продовольствия.
Внешнюю политику и союзные отношения какой-либо страны невозможно рассматривать в отрыве от ее географического положения. В то время как история, структура, жизнь, приоритеты, процессы создания и распада союзов изменчивы, географическое положение стабильно, оно является главным объективным элементом, регулирующим геополитические международные отношения. Поэтому не стоит забывать знаменитое изречение Наполеона: «География — это судьба».