Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина находится на пороге гражданской войны, заявил в среду бывший президент этого государства Леонид Кравчук. Это может показаться преувеличением с учетом того, что президент Виктор Янукович явно уступает требованиям протестующих – отправил в отставку премьер-министра, согласился освободить политзаключенных, предлагает амнистировать участников беспорядков, отменил репрессивные законы, которые привели к обострению нынешнего кризиса.

Украина находится на пороге гражданской войны, заявил в среду бывший президент этого государства Леонид Кравчук. Это может показаться преувеличением с учетом того, что президент Виктор Янукович явно уступает требованиям протестующих – отправил в отставку премьер-министра, согласился освободить политзаключенных, предлагает амнистировать участников беспорядков, отменил репрессивные законы, которые привели к обострению нынешнего кризиса.
 
Однако у оппозиции, которая отказалась от вроде бы щедрого предложения Януковича взять на себя руководство новым правительством, есть серьезные причины считать шаги президента тактическими мерами для затягивания времени, а не рассматривать их, как готовность к настоящему урегулированию кризиса. Еще меньше урегулирование кризиса нужно России, для которой как можно более катастрофичный конфликт на Украине станет лучшим средством укрепления своего влияния.
 
В среду, через день после отставки премьер-министра Украины Николая Азарова, президент России Владимир Путин усилил давление, заявив, что Москва подождет, пока на Украине будет новое правительство, прежде чем предоставлять ей очередной платеж в 2 миллиарда долларов США из выделенных в декабре 15 миллиардов в обмен на отказ от подписания договора об ассоциации с Европейским союзом. В тот же день Россия усилила пограничный контроль украинского импорта, недвусмысленно дав понять Януковичу, чтобы он не вздумал допускать формирования такого нового правительства, которое будет более дружественным по отношению к Западу.

Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров и вице-премьер Сергей Арбузов


«Подождем до формирования нового правительства Украины», - сказал в среду Путин  во время встречи с представителями российского правительства. Поистине другого правительства украинцы могут и не дождаться, а Путин, очевидно, будет выжидать до окончания Олимпийских игр в Сочи.
 
Тактика Януковича

 
Сейчас президент Украины вроде бы серьезно уступает. Тем не менее, на взгляд оппозиции, его уступки означают, скорее, «укрепление фронта», а не готовность говорить об условиях мира.
 
Цели Януковича тактические. Успокоить общественное мнение и политиков Запада демонстрацией готовности к «компромиссу» и «нормализации», чтобы спасти спрятанные в зарубежных банках миллиарды «семьи» и не допустить возможных санкций западных стран против него самого и круга приближенных олигархов. И не вредить главному мероприятию года друга Путина – Олимпийским играм в Сочи, вынуждая его совсем открыто вмешиваться во внутренние дела Украины.
 
Стратегическая цель Януковича– остаться у власти, к тому же, если это возможно, - навсегда, как это удалось его «старшему брату» Путину в России и другу Александру Лукашенко в Белоруссии. Для Януковича это не просто властолюбие, но также и элементарная необходимость выживания – утрата президентского поста для него почти наверняка будет означать тюрьму.
 
Пока президент предлагает «компромиссы», новости с Украины о действиях властей не меняются: десятки новых арестованных, похищение людей на улицах и в больницах, провокации наемных банд хулиганов и расправы с демонстрантами, непрестанное терроризирование активистов оппозиции, в особенности на востоке страны. Правительственный квартал Киева теперь обнесен свежими железобетонными баррикадами. В понедельник правительство решило увеличить личный состав печально известного спецподразделения «Беркут» с 5 до 30 тысяч и предоставило себе право объявлять чрезвычайное положение без согласия парламента.
 
«Уступки» Януковича только внешне выглядят как компромисс. Отставка премьер-министра Азарова вовсе не означает реформирование правительства. Нынешняя конституция Украины предусматривает для президента право назначать и увольнять любого министра правительства. К тому же, якобы ушедшее в отставку правительство может без каких-либо изменений продолжать «выполнять обязанности» 60 дней, а в нынешних условиях это означает практически без ограничения срока.
 
Отмена 9  репрессивных законов, которые были приняты 16 января, и реализация которых означала бы наступление тоталитарного режима, выглядит серьезной уступкой. Но эти законы на практике никогда не работали, и, в конце концов, выходит, что они были лишь предметом торга, чтобы попытаться выменять их на уступчивость оппозиции.
 
Только теоретически выглядит как компромисс обещание назначить коалиционное правительство, в котором будут представлены и правящая Партия регионов, и оппозиция. Украина – не демократия западного образца. Конституция позволяет президенту по своему усмотрению отправлять в отставку любого министра хоть на следующий день после назначения. Янукович контролирует также судебную власть, и генпрокуратура, и суды это орудия его власти, а не ее ограничители. По этой причине лицемерным является предложение президента создать рабочую группу по изменениям в конституции. Конституционный суд - исполнитель воли президента (его председатель – знакомый Януковича из его родного города). Януковичу не нужна никакая «рабочая группа», если он действительно хочет вернуться к прежней демократической конституции – достаточно поручить своему земляку сделать это.
 
На таком фоне готовность президента амнистировать всех участников беспорядков – при условии, что мятежники прекратят протесты, снесут баррикады и освободят захваченные правительственные здания – похожа на трюк, чтобы можно было заставить оппозицию или прекратить протесты, или выглядеть в глазах Запада радикалами, с которыми компромисс невозможен.
 
Чрезвычайные сценарии
 
Прогнозы дальнейших событий колеблются между плохими и худшими. Еще совсем недавно худшим сценарием казалось продолжающееся месяцы нахождение в тупике конфронтации властей и оппозиции. Это означает постоянное ухудшение экономического положения и уровня жизни, сокращение «центристских» сил оппозиции и рост влияния радикалов, что сделает любой компромисс все менее возможным.
 
Но после отставки премьер-министра и обманных движений президента якобы в направлении решения и в особенности с учетом огромного значения Украины в проекте Путина по восстановлению империи многие на Западе прогнозируют еще худшие сценарии.
 
Комментатор The Economist Эдвард Лукас отмечает, что частью сделки Путина и Януковича может быть желание хозяина Кремля заставить своего партнера «запачкать руки в крови», чтобы Янукович отрезал для себя возможности отступления, потерял легитимность в глазах демократических государств и необратимо порвал бы отношения с Западом. Это уже произошло – есть убитые и пропавшие без вести, судьба которых может оказаться трагичной.
 
Янукович, очевидно, решил держаться за власть любой ценой. Это обещает Украине погружение во все больший политический хаос, если западные регионы страны откажутся признавать власть Киева и объявят автономию. Украина с авторитарной централизованной властью, которой противостоит расколотая, радикальная, конфликтующая между собой оппозиция, напоминала бы ситуацию, которая сложилась в Сирии. А фактический раздел страны стал бы повторением сценария, реализованного в других местах бывшего Советского Союза – в Приднестровье в Молдове, в Абхазии и Южной Осетии в Грузии, в Нагорном Карабахе в Армении.
 
Еще хуже будет «наведение порядка» силой, для реализации этого Януковичу, очевидно, понадобится «братская помощь», или военная интервенция России. Результатом будет тоталитарная. возможно, разделенная Украина с присутствием российской «миротворческой», или оккупационной армии.
 
Олимпийское спокойствие Путина
 
Для Кремля годится любой из этих сценариев. Управляемый или даже неуправляемый конфликт на Украине позволит ему сохранить и влияние в соседней стране, и имидж посредника на международном уровне. Единственный сценарий, которого Путин постарается ни в коем случае не допустить, - это подлинные демократические перемены и разворот Украины на Запад.

Президент России Владимир Путин (справа) и президент Украины Виктор Янукович во время церемонии подписания совместных документов

 
Становление Украины фактическим протекторатом России и ее присоединение к создаваемому Путиным военно-политическому союзу будет означать существенное изменение баланса в сфере безопасности в Европе. Первыми это ощутят Молдова и Грузия, «замороженные конфликты» в которых Кремль уже не будет стесняться разморозить, а следующие на очереди страны Балтии, которым придется испытать влияние уже отнюдь не «мягкой» силы России.
 
Путин и Янукович, наверное, не будут пытаться обострять ситуацию в течение ближайшего месяца, пока закончатся Олимпийские игры. Что тем временем могут сделать западные страны, чтобы не допустить, по меньшей мере, самых худших сценариев на Украине? К сожалению, возможности ограничены, и явно недостает также политической воли рискнуть потерять «партнерство» России.
 
Может быть, самое эффективное, что могут предпринять Европа и США, - это оказать давление на опору и одновременно на самое слабое звено власти Януковича – на его «олигархов». Замораживание счетов и запрет на въезд как для олигархов, так и для ответственных за репрессии представителей власти может серьезно расшатать базу нынешнего режима.
 
Предварительным условием любого мирного урегулирования кризиса все больше становится уход Януковича с должности и новые выборы, как этого требует оппозиция. Однако именно этого попытаются не допустить ни сам Янукович, ни его патрон в Кремле. Такому решению не способствуют сейчас и западные страны, которые сомневаются, насколько активно им приобщаться к событиям на Украине. Это оставляет России свободу действий, а Путину - возможность продолжать писать желаемый для него сценарий кризиса.
 
Перевод: Лариса Дереча.