Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
Через две недели, может быть еще раньше, американцы сообщат израильтянам и палестинцам, что время для маневров, «сближения позиций» и прочих старых трюков – истекло. Американцы сообщат, что на основе достигнутых в ходе взаимных контактов результатов (какими бы ни были эти результаты на данный момент) они предлагают проект постоянного урегулирования конфликта – либо вы берете, либо нет.
Обе стороны не захотят быть обвиненными в срыве переговоров. Они не захотят услышать громогласный вопрос из Вашингтона: «Тогда что вы предлагаете?»
Обе стороны, Рамалла и Иерусалим, захотят получить только то, что удобно им (Израиль – договоренность о системе безопасности и признание еврейского государства; палестинцы – государство на основе границ 67-го года со столицей в Восточном Иерусалиме). Нетаньяху и Абу-Мазен захотят воспроизвести неудачный опыт создания «дорожной карты»: отправлять послания – одно за другим – с формулировками в стиле «да, но...». С особым ударением на слове «но». Это старый проверенный трюк.
Иерусалим и Рамаллу ожидает разочарование. Американцы не намерены играть в эти игры. От Биньямина Нетаньяху и Абу-Мазена потребуют принять рамочное соглашение о постоянном урегулировании конфликта. Точка. Разумеется, оба лидера могут заявить о том, что у них есть многочисленные оговорки, но не детализировать их - что фактически приведет к постепенной самоликвидации документа. Поэтому американцы скажут Нетаньяху и Абу-Мазену: «Все ваши претензии мы выслушаем с глазу на глаз, за закрытой дверью. А документик вам придется принять».
Следует подчеркнуть: этот документ не будет считаться американским. Он будет представлен, как договоренность между двумя сторонами. Керри – «всего лишь» посредник. В Вашингтоне прекрасно понимают, что если документ будет воспринят, как «американское видение урегулирования», в нем не будет никакого смысла.
Государственный секретарь США должен в ближайшее время обратиться к израильской общественности и представить эти позиции. Все готово. Игра закончилась – во всяком случае на декларативном уровне. Мирный договор, возможно, из этого не выйдет, но коалиционный кризис – почти неизбежен.
В конце минувшей недели Джон Керри говорил об израильской иллюзии безопасности и экономического процветания, об угрозе бойкота. Речь не идет о случайных заявлениях. Это политика. Европа и Америка пришли к выводу, что понимают, каким образом можно оказывать эффективное давление на Израиль. Используя израильский успех. В течение последних 30 лет Израиль пережил экономическое чудо. В эпоху глобализации это чудо целиком и полностью зависит от взаимоотношений Израиля и Запада. Однако успех, любой успех, имеет свое слабое место. Экономический успех Израиля – его великое благословение, но он же и его ахиллесова пята.
Западная стратегия понятна: предоставить израильскому обществу выбор – между экономическим процветанием, богатством, успехом и контролем над Иудеей и Самарией. Реакция Беннета - «Не родился еще народ, который откажется от своей страны» - не имеет ничего общего с историческими фактами. Сербию заставили пойти на соглашение с Западом во время войны в Югославии из-за политического и экономического давления (она отказалась от территории, чтобы не было никаких сомнений).
Южно-африканский апертеид рухнул, среди прочего, из-за агрессивных санкций и экономического бойкота. Иран, который считает свое право быть ядерной державой - основой своего суверенитета, согласился на переговоры и уступки из-за экономического давления.
В современном мире – если народы идут на территориальные уступки, то это чаще всего глубочайшим образом связано с экономическими угрозами или возможностью достичь успеха.