Россию не минул последний переполох на формирующихся рынках. Рубль в этом году имеет слабые показатели, опустившись на семь процентов по отношению к доллару. А поскольку инвесторов беспокоит то, что неразбериха в таких странах, как Турция, может привести к более серьезным системным проблемам, Россия также может дать повод для тревоги, - как из-за своих огромных размеров, так и из-за своей неспокойной истории.
Но Россия не в полной мере следует тенденциям в тех странах, что попали в перекрестье прицела озабоченного рынка. Внимание к такой стране, как Турция, объясняется ее серьезным экономическим дисбалансом. Там налицо крупный дефицит текущего счета и бюджета, усугубляющийся необычной кредитно-денежной политикой. Эти страны кажутся весьма уязвимыми в свете решения Федеральной резервной системы сократить закупки облигаций, заставляя инвесторов уходить с рынков, поднявшихся благодаря глобальной ликвидности.
Но Россия проделала большой путь с 1998 года, когда ее дефолт привел к краху американского паевого инвестиционного фонда Long Term Capital Management, ударная волна от которого пронеслась по Уолл-стрит. У России в 2013 году было активное сальдо текущего платежного баланса в 1,5% от ВВП, а дефицит бюджета составлял всего 0,5% от ВВП.
У России также - солидные резервы в 497 миллиардов долларов. И страна не притягивает к себе, как магнит, «горячие» деньги. С середины 2009-го до конца 2012 года, когда формирующиеся рынки были любимым местом у инвесторов, портфельные инвестиции в России составляли всего 1% от ВВП, в то время как в Турции они равнялись 10% ВВП. Эти данные приводит Morgan Stanley.
Нельзя сказать, что у России нет проблем. Две - уже на горизонте: это весьма мрачные экономические перспективы и неудачно выбранное время для либерализации валютной системы.
Профицит текущего счета сокращается и может еще превратиться в дефицит. Рост после мирового финансового кризиса замедлился, и в 2013 году составил всего 1,5%. Несмотря на это, привести в намеченные рамки инфляцию стране не удается. Некоторые российские руководители предостерегают, что стране грозит стагфляция. Россия по-прежнему очень сильно зависит от нефтяных и газовых доходов и недостаточно делаетдля привлечения инвестиций, способных помочь в диверсификации ее экономики.
Читайте также: Российская экономика - бумажный медведь
Россия также весьма неудачно решила прямо сейчас увеличить гибкость валютного курса с целью перехода к 2015 году на плавающие курсы валют. В долгосрочной перспективе это, наверное, положительное решение. Однако изменения в довольно сложной системе, где сочетается подвижный валютный коридор и интервенции с заранее заданными пороговыми значениями, могут усилить нагрузку на рубль и увеличить его нестабильность.
Падение курса рубля — это палка о двух концах. Его обесценивание приведет к росту нефтяных доходов в местной валюте, что поможет бюджету. Однако нефть и другое сырье доминируют в российском экспорте. Увеличения спроса на другие экспортные товары в связи с ослаблением рубля будет недостаточно, чтобы радикально изменить ситуацию.
Более того, если рубль продолжит резкое падение, это вызовет напряженность в стране, неоднократно переживавшей болезненные денежные кризисы. В 1998 году, когда Россия объявила дефолт, рубль потерял 70% своей стоимостной ценности по отношению к доллару. По данным RBS, в 2008-2009 годах он потерял 55% по отношению к доллару.
Принятое в этом году Банком России решение о расширении бивалютного коридора евро и доллара стало самым стремительным с 2009 года. Как отмечает RBS, у населения это может вызвать воспоминания о предыдущих девальвациях. Большая опасность для рубля таится также в увеличении среди населения спроса на иностранную валюту.
Российский центробанк, подобно многим центробанкам из стран с переходной экономикой, сталкивается с весьма сложной задачей. Медленный рост означает, что он вряд ли захочет поднимать процентные ставки, но слабость валюты способна привести к инфляции. Один из вариантов действий центробанка заключается в том, чтобы сделать паузу в движении к свободно плавающим курсам. Если нагрузка усилится, такое решение может стать весьма практичным предохранительным клапаном.
Инвесторы, понимающие важность России для формирующихся рынков, правы, внимательно следя за ее валютой. Но им не следует исходить из того, что рублю предопределено столкнуться с проблемами прошлого.