Atlantico Business: Какие именно отрасли экономики могут стать привлекательными для инвестиций французских предприятий?
Александр Сюрдон: В Иране существует динамичный рынок с развитым сектором услуг. Средний класс в стране испытывает трудности, но это образованные и активные люди, которые смотрят за границу. Имеется большой спрос на оборудование и потребительские товары. Это прекрасная область деятельности для французских предприятий сегодня и завтра. Не стоит воспринимать Иран исключительно через призму нефти! У французского автопрома есть хорошие перспективы в этой динамичной экономике, чьи показатели ВВП на жителя всегда были одними из самых высоких в регионе. По информации французского посольства в Тегеране, в 2012 году объем французских инвестиций составил 800 миллионов евро против 1,6 миллиарда в 2011 году. Показатели за 2013 год будут еще ниже. Поэтому в 2014 году главной задачей будет формирование партнерских связей и классических отношений центра с дочерними компаниями и партнеров с партнерами.
— Какую роль может сыграть Движение предприятий Франции (Medef)?
— Стратегия отдаления французских предприятий от Ирана самым отрицательным образом сказалась на их связях, которые теперь необходимо восстанавливать. Этим и будет заниматься Medef. Рынок не погрузился в спячку, а на руководящие посты пришли новые люди. Думаю, что нам придется ждать финансовых преобразований, ключи от которых находятся в руках Вашингтона. Возобновление заблокированных американским Минфином операций через систему SWIFT играет первостепенную роль. Сегодня многие операции вне закона, потому что санкции затрагивают многие сектора экономики. Кроме того, даже легальная деятельность стала практически невозможной, потому что вам не найти банк, который согласился бы сформировать финансовую систему Франция-Иран. Как легко догадаться, некоторые операции могут идти через «нал» с помощью ряда турецких организаций. Но это относится в первую очередь к малому бизнесу. Крупным предприятиям такой метод совершенно не подходит. Если вы не можете вывести за границу прибыль от ваших дочерних компаний, значит, вы не можете вести бизнес. Проблема здесь еще и в том, что это мешает действующим в Иране игрокам, которые больше заняты поддержанием этих валютных потоков, чем развитием собственно коммерческой деятельности.
— Отличается ли Иран (80 миллионов потребителей) от других стран по объемам потребления?
— Основой для потребления в Иране служит нефтяной сектор, который полностью находится под контролем режима. Для разведки новых месторождений требуются технологии и в первую очередь крупные инвестиции. За последние пять-десять лет Ирану так и не удалось установить эффективные партнерские отношения с Китаем. Более того, здесь требуются особые технические навыки, так как речь обычно идет о глубоком бурении. Этим вполне могла бы заняться Total. Можно отметить и сектор гражданской авиации: техника обветшала, а отставание стало поистине астрономическим. Компании испытывают огромные трудности с закупками керосина и запчастей.
— К чему стоит готовиться французским предприятиям, которые намереваются инвестировать средства в Иран?
— На иранском рынке складывается конкурентная динамика. Это в первую очередь касается конкуренции между европейскими странами. Возникший вакуум, который в частности привел к расширению южнокорейского присутствия, не рассосется сам собой. Главная задача сейчас — по-новому взглянуть на деятелей нового поколения, которые устроили революцию в долгое время остававшейся на задворках стране. Сегодня в бизнесе существует целая прослойка революционеров, которые в отличие от религиозных деятелей воевали на фронтах ирано-иракской войны и добиваются для себя определенной легитимности. Кроме того, есть в стране и молодежь, которая не видела ни войны, ни революции. В результате складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, в стране происходит обновление в пользу более склонных к бизнесу элит. С другой стороны, многие люди росли в закрытом окружении и не горят желанием вести переговоры с иностранцами.