В беседе с корреспондентом AFP президент Международного олимпийского комитета Томас Бах подчеркнул, что «МОК — не мировое правительство», у которого есть полномочия для урегулирования возникшей вокруг сочинских Игр полемики.
Но хотя высшая спортивная инстанция и не может навязать свои правила суверенному государству, олимпийские соревнования, по его словам, могут стать примером мирного и открытого для всех общества.
AFP: Во время подготовки к Олимпиаде российским властям пришлось столкнуться с обвинениями в коррупции, экологических нарушениях, дискриминации сексуальных меньшинств и плохих условиях труда работников-иммигрантов. Сейчас, семь лет спустя после решения о проведении Игр в России, считаете ли вы, что она по-прежнему этого достойна?
Томас Бах: Да, потому что такая полемика продемонстрировала значимость Олимпийских игр, то, что они вызывают огромный интерес у людей и привлекают внимание к странам. Мы высоко ценим обсуждение этих вопросов, потому что оно дает нам возможность прояснить, что хочет МОК, каковы его задачи, и какие перед нами стоят ограничения. В такой перспективе наша обязанность заключается в том, чтобы гарантировать соблюдение олимпийской хартии всеми участниками во время проведения Игр.
— Вы особо подчеркиваете принципы олимпийской хартии. Но что вы скажете правозащитным организациям, которые утверждают, что Россия уже ее нарушила?
— Нас в первую очередь интересуют Олимпийские игры. МОК — не мировое правительство, которое может заставить суверенное государство принять предложенные им меры и переступить через принятые суверенным парламентом законы. Наша задача, а мы относимся к ней предельно серьезно, заключается в обеспечении неукоснительного соблюдения олимпийской хартии во время Игр. Если в этой сфере что-то происходит, мы пытаемся получить разъяснения от организаторов или найти решение.
— Вы не устали, что к вам постоянно обращаются как к пресс-секретарю российских властей, которому приходится вставать на их защиту?
— Нет, потому что это дает нам возможность объяснить, в чем заключаются наши собственные обязанности. Некоторым свойственны заблуждения. Люди думают, что нам по силам решить все проблемы, которые до сих пор не были решены ни политиками, ни НКО, ни кем-то еще. Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение олимпийской хартии и показать, как люди могут мирно жить вместе без какой-либо дискриминации. В этом наша миссия, и я буду неустанно рассказывать о ней. Надеюсь, что в результате некоторые начнут чуть лучше ее понимать.
— В воскресенье на государственном российском телевидении вышел документальный фильм, в котором Владимир Путин говорит о словах нескольких членов МОК в 2007 году: «Мы поддержим сегодняшнюю Россию. Мы хотим ее поддержать. Нам нужна такая страна». Предоставление права на проведение Игр действительно стало способом поддержать «новую» страну?
— Я не могу знать мотивов всех членов МОК. В любом случае, эта зимняя Олимпиада проходит в Сочи, и мы видим, что Россия и россияне выполнили взятое на себя обещание: построить новый спортивный центр в стране. Проект проведения Олимпиады в Сочи возник еще давно. Я как раз возглавлял оценочную комиссию МОК, когда рассматривалась кандидатура Сочи на Игры 2002 года. В тот момент мы не увидели достаточно условий для выполнения того, что было сделано сейчас, почти 20 лет спустя.
— Некоторые знаменитые российские оппозиционеры вроде Pussy Riot и Михаила Ходорковского недавно смогли выйти на свободу. Вам не кажется, что Игры могут изменить Россию?
— Повторюсь, наша задача в том, чтобы нести миру послание свободного общества без малейших проявлений дискриминации. Надеюсь, что люди поймут это и задумаются над тем, что может значить этот пример для их общества. Именно такова наша главная цель.