Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Скандалы Мадридского двора

© ИноСМИЖурналист Юрий Николаев
Журналист Юрий Николаев
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Королевская династия Испании оказалась на грани утраты доверия своего народа. В стране поговаривают, что королю впору сделать широкий жест - отказаться от трона в пользу сына, который еще может спасти репутацию семьи. При этом больше всего головной боли монаршему роду доставляет бывший гандболист Иньяки Урдангарин, за которого 16 лет назад вышла замуж принцесса Кристина.

Королевская династия Испании оказалась на грани утраты доверия своего народа. В стране поговаривают, что королю впору сделать широкий жест - отказаться от трона в пользу сына, который еще может спасти репутацию семьи. При этом больше всего головной боли монаршему роду доставляют даже не сам король с его дорогостоящими прихотями и не его родные дети с их капризами, а бывший гандболист Иньяки Урдангарин, за которого 16 лет назад вышла замуж принцесса Кристина.

Принцесса, являющаяся седьмой в очереди на трон, 8 февраля  должна будет рассказать суду о том, какую роль она играла в махинациях мужа и знала ли она вообще хоть что-нибудь о происходящем.

Инфанту уже однажды пытались заслушать в апреле прошлого года, однако тогда прокуратура не нашла достаточных оснований для привлечения ее к делу. Теперь, по всей видимости, необходимые документы имеются.

Суд выдвинул инфанте Кристине обвинения в отмывании денег и налоговых преступлениях через компанию Aizoon, чьей совладелицей она является. Предположительно, в эту компанию было перечислено более миллиона евро государственных средств общественной организации – института Noos. За преступления, в которых обвиняется инфанта Кристина, уголовный кодекс Испании предусматривает до шести лет лишения свободы и штраф, который может превышать сумму отмытых денег в три раза.

В руководство института Noos, в свою очередь, входил и ее супруг Иньяки Урдангарин, который вместе со своим бывшим партнером Диего Торресом проходят в рамках уголовного дела по хищению 5,8 миллиона евро. Обвинение считает, что Урдангарин и Торрес завышали цены на услуги, которые они предоставляли администрации одного из испанских городов, а средства перечисляли на счета подконтрольных им фирм. Им вменяется в вину подлог, злоупотребление доверием и служебным положением, мошенничество, а также хищение государственных средств.

По данным опроса, опубликованного  El Mundo, 62% испанцев хотят, чтобы Хуан Карлос отрекся от престола и передал власть своему сыну, 46-летнему наследному принцу Фелипе. Лишь один из двух испанцев в настоящее время поддерживает институт монархии. В соответствии с этим исследованием, 66% респондентов имеют «хорошее или очень хорошее» мнение о наследном принце Фелипе и 57% опрошенных считают, что он сможет «улучшить имидж короны».

Вместе с тем, Хуан Карлос не собирается отрекаться от престола.

«Я хочу выразить Вам как король Испании свою решимость продолжать должным образом исполнять свои мандат и полномочия в соответствии с конституционным порядком», - заявил он в рождественском обращении к испанцам.

Однако в бедах двора не стоит винить одного Урдангарина и инфанту Кристину.
 
Репутация других членов семьи тоже далека от идеала. Например, недавно выяснилось, что после смерти в 1993 году графа Барселонского дона Хуана, отца нынешнего короля, его сын Хуан Карлос I унаследовал сумму, эквивалентную 2,2 миллиона евро, на трех счетах в швейцарском банке. В связи с этим возник вопрос, а получила ли испанская казна налог с этих денег.

Кроме того, королю до сих пор не могут простить увеселительную поездку в Африку ради охоты на слонов в разгар кризиса, когда 26% населения сидело без работы. Испанцев обидело не только само путешествие за их счет, но и то, что монарх скрыл это. Охота на слонов в Африке - довольно дорогое развлечение и может стоить до 40 тысяч евро.

О поездке в апреле 2012 года стало известно только потому, что во время охоты король упал и сломал шейку бедра. Тогда, помимо недовольства испанцев, на него обрушился еще и гнев Всемирного фонда дикой природы - Хуан Карлос I являлся почетным президентом испанского отделения фонда, поэтому охотиться на слонов ему было как минимум не с руки. В итоге под натиском зоозащитников короля лишили почетного звания.

Одновременно выяснилось, что поохотиться в Африку летала также 49-летняя немецкая  принцесса Корина Сайн-Витгенштейн. Последние лет девять она вообще нередко составляла компанию испанскому монарху во время его личных поездок, в то время как королева София оставалась дома в Испании.

У самой Корины не слишком хорошая репутация: дважды разведенная мать двоих детей, которая также была замечена в корыстных связях со многими богатыми мужчинами. А принцессой стала после того, как побывала замужем за принцем Казимиром Сайном Витгенштейном.
В разгар этой близкой дружбы немецкая принцесса приобрела дом в непосредственной близости от официальной резиденции испанского короля. Слухи о супружеской неверности монарха, появлявшиеся и ранее, как несложно предположить, только усугубили его положение. На этом фоне все больше симпатий у испанцев  вызывает королева София, гречанка по происхождению.

Королевская чета

Хуан Карлос родился в Риме, где его семья жила после эмиграции. Детские годы его прошли в Италии, Португалии и Лозанне. До 1948 года ничего не указывало на то, что Хуану Карлосу когда-нибудь придется царствовать. Судьба его была решена военным диктатором Франко, который, размышляя о будущем государственном устройстве Испании, остановил свой выбор на монархии и на Хуане Карлосе как своем будущем преемнике.

На встрече с отцом своего избранника, графом Барселонским, диктатор поставил только одно условие: он сам займется образованием короля. В январе 1955 года семнадцатилетний Хуан Карлос прибыл в Мадрид и приступил к освоению курса дисциплин, намеченных для него генералом Франко. В последующие годы будущий король закончил три военных академии - сухопутную, морскую и воздушную - и завершил свое образование, получив дипломы экономического, политического и юридического факультетов Мадридского университета. Кроме испанского, он в совершенстве владеет шестью европейскими языками.

В 1962 году Хуан Карлос женился на греческой принцессе Софии, дочери греческого короля Павла I. После медового месяца они переехали в мадридский дворец Сарсуэла, который до сих пор является официальной резиденцией монарха. В этом дворце родились трое детей четы - дочери Елена и Кристина и сын Фелипе, наследник испанского престола.

Королева Испании София считается доброй душой королевского дома. Она приходится правнучкой русской княгини  Ольги Константиновны, вышедшей замуж за греческого короля Георга I, которую греки называли «василисса тон эллинон», что означает «королева эллинов».

В отличие от супруга Хуана Карлоса, неоднократно попадавшего в неприятные истории, она близка к народу, прислушивается к нуждам простых людей.

Королева не имеет отношения к скандалам, которые в последние годы сотрясают дворец. С покорностью и дисциплиной она переносит похождения  короля Хуана Карлоса. София улыбается на публике и проливает слезы в тишине, пишет в своей книге «Леди Испании» знаток королевского этикета Эндрю Мортон.

Королева София человек весьма образованный, автор двух книг по греческой археологии, она прекрасно разбирается в живописи и сама неплохо рисует. Любит королева и музыку, в детстве она пела в хоре. Благодаря своей активной жизненной позиции, умению сочувствовать, сдержанности в поведении и простоте в обращении королева София снискала глубокое уважение и любовь испанцев. Когда ее спрашивают об отношении к стране, где она провела большую часть жизни, с гордостью отвечает: «Я испанка на все сто процентов».

Тайны королевской семьи

Чтобы хоть как- то улучшить имидж королевской семьи, было решено предать  огласке размеры годовых «зарплат» королевы Софии и принцессы Летисии, жены наследного принц Фелипе, а также сколько стоит  содержание монаршей семьи. Согласно конституции Испании, монарх не обязан отчитываться ни перед кем о своих доходах и расходах.

Официальный годовой доход короля  составляет 292 752 евро, а его прямого наследника принца Астурийского Фелипе – 146 376 евро.

Всего на содержание семей Хуана Карлоса I и его наследника выделяется из бюджета 7,7 миллиона евро, из них 698 331 евро - суммарная оплата трудовой деятельности всех членов королевской фамилии. Из этой суммы 40% доходов королевской семьи  удерживается государством в качестве налогов.

Донье Софии из этой суммы причитается 131 739 евро, донье Летисии – 102 463 евро.

Инфанте Елене положено не более 25 тысяч евро,  а инфанте Кристине ничего не выделяется, поскольку она с 2011 года работает в коммерческом секторе и не может находиться на содержании у государства.

Самая большая статья расходов на содержание королевской семьи приходится на обслуживающий персонал - около 4 миллионов евро в год. В королевском дворце Сарсуэла работают более 500 человек. Затем идут текущие расходы: аренда, ремонт и содержание помещений, протокольные мероприятия, на что в целом уходит порядка 3 миллионов евро.

Испанский король ради улучшения своего имиджа  пошел на беспрецедентный шаг – отказался от яхты «Фортуна», которую монарху подарили  испанские бизнесмены. Яхта длиной 41 метр и весом 35 тонн способна развивать скорость до 130 километров в час, в ней есть гостиная, столовая, кухня, четыре двухместные каюты и три помещения для экипажа из восьми человек. Стоимость яхты  оценивается в 21 миллион евро.