В предолимпийскую неделю мы знакомим читателей с архивными польскими заметками об Олимпийских играх прошлых лет. Сегодня — о зимних Играх в американском Лейк-Плэсиде в 1932 году.
В течение 10 дней (2 −12 февраля) горная американская деревушка Лейк-Плэсид пребывала в центре внимания всего мира. За каждой новостью из этого забытого богом уголка, о котором еще год назад не слышали не только европейцы, но и сами американцы, затаив дыхание, следил весь свет.
Два коротких слов — Лейк-Плэсид — в эти 10 дней заставляли щеки каждого цивилизованного человека разгораться от любопытства, такого же сильного, как грозное слово Шанхай, отдающееся мелодичным гулом пушечных выстрелов, треском пуль и стонами раненых. И здесь, и там шел бой. Только в олимпийских сражениях не было жертв, оставленных жен и осиротевших детей.
С утра до вечера в эти 10 незабываемых олимпийских дней по телеграфным проводам, подводным кабелям и радиоволнам во все стороны света неслись тысячи депеш, сообщающих о поражениях и победах, разочаровании и радости. Как сильно запал спорт в душу цивилизованного человека свидетельствует факт, что в эпоху бушующего кризиса, долларовой паники, ужасающей нищеты, безработицы и все более грозных раскатов войны на Дальнем Востоке короткое название Лейк-Плэсид смогло пробудить интерес миллионов людей.
Американцы много лет подряд старались добиться чести организовать Олимпийские игры. И они наконец преуспели. Следует сразу сказать, что янки не удалось сдать этот экзамен даже на оценку «удовлетворительно». Европейская пресса всех оттенков и направлений единодушно отмечает, что ни спортивный настрой, царивший на Играх, ни сам фон зимней Олимпиады, нельзя было назвать приятными и захватывающими.
Даже перед лицом такого важного праздника как Олимпиада американцы не смогли отказаться от своих американских методов в организации мероприятия и на полях спортивных сражений.
Спорт в Америке (даже по западноевропейским меркам) невероятно «долларизирован». Все решается и организуется там с точки зрения бизнеса. Американский спорт слишком напоминает... бродячий цирк из маленького провинциального города. Кое-как, лишь бы побольше эффекта, шума и крика, лишь бы привлечь как можно больше зрителей и добыть из их кошельков как можно больше долларов.
Воспитанная на преподносящихся подобным образом зрелищах публика, разумеется, сильно отличается от культурных и подкованных в спорте европейских зрителей. На самые интересные хоккейные матчи, которые собрали бы в любой европейской стране десятки тысяч болельщиков, в Америке приходит несколько сотен, а то и десятков человек... Зато на бобслейных тренировках собираются толпы. Почему? Потому что во время подготовки к соревнованиям несколько спортсменов поломали себе руки и ноги, и в любой момент может произойти новый кровавый несчастный случай! Это они любят, это им нравится, это здоровые и сильные эмоции.
Организация Игр сильно хромала. Американцы не смогли проявить ни швейцарской пунктуальности, ни французской искусности в ловком соединении отдельных элементов огромного по размаху мероприятия. Почти ни один хоккейный матч не начался вовремя, задержки доходили до часа, а то и больше. А понятно, какое волнение испытывают игроки, бесконечно ожидая своего выхода на лед.
Особая страница в истории Олимпиад принадлежит американским судьям. Оказалось, что эти «беспристрастные арбитры» являются оплачиваемыми сотрудниками спортивных клубов или организационных комитетов. Можно вообразить, как выглядит беспристрастность платного судьи, состоящего в финансовых отношениях с организаторами. Так что янки без всякого стеснения во всю отыгрывались на европейских спортсменах.
В хоккее канадцы имели равное количество очков с США, но выигрывали по количеству забитых шайб. Чтобы устранить это неравенство на матчах Штатов с европейскими командами американские судьи без особых церемоний удаляли с поля европейских игроков. Особенно пострадала от этой тактики Германия, которая проиграла обе встречи с американцами с крупным счетом: 0:7 и 0:8. Нужно отметить, что в некоторые моменты игры на льду оставалось всего... трое немцев. Понятно, что в такой обстановке добиться лучшего результата было проблематично. [...]
Польских спортсменов из всех олимпийских дисциплин больше всего интересовали лыжи и хоккей, в которых выступали наши национальные команды. Хоккеисты, что, впрочем, было предсказуемо, провалились по всем фронтам. После неплохих результатов, продемонстрированных в предолимпийских товарищеских матчах с американскими командами второго эшелона, на Олимпиаде поляки оказались в самом конце турнирной таблицы. Однако обиднее всего были поражения не от непобедимых в Европе американцев и канадцев, а от четвертого участника соревнований — сборной Германии. Достаточно сказать, что в шести сыгранных олимпийских матчах мы не смогли завоевать не только ни одной победы, но даже добиться ничьи, а разница забитых и пропущенных шайб выглядела катастрофически: 34 к 3.
За победу в этом виде спорта борьба не на жизнь, а на смерть развернулась между США и Канадой. Хотя американцы не гнушались никакими средствами, канадцы сумели доказать свое превосходство, и на главную олимпийскую мачту в итоге поднялся флаг с изображением кленового листа.[...]
Из-за плохой погоды, дождя и оттепели довести Олимпиаду до конца было невероятно сложно. Достаточно сказать, что целый парк грузовиков свозил снег с ближайших горных вершин на размытый дождями трамплин, но даже несмотря на это соревнования прошли в вопиющих условиях. Одним словом, зимний раздел X Олимпийских игр не удался ни с одной точки зрения. В окончательном зачете Америка получила 86 очков, Норвегия 77, Канада 44, Швеция 28. Поляки покидают Лейк-Плэсид с.... тремя очкам, которые были добыты хоккеистами только потому, что в турнире принимали участие всего четыре команды. Минимальный и весьма проблематичный успех.
Остается терпеливо ждать лета и посмотреть, что принесет нам Лос-Анджелес.