Союзы и неестественные разделы, за которые никто никогда не голосовал, имеют длительные последствия. Они являются наследием советских времен и возникли в результате проектов, начертанных Сталиным и его преемниками. Украина несомненно представляет собой наиболее вопиющий случай. В эти дни становится как никогда ясно, что нация расколота на две части: на запад, который больше не в состоянии выносить коррумпированное лидерство президента Виктора Януковича, и на восток, который к нему пока относится терпимо, хотя есть и признаки того, что терпению может прийти конец. Националисты XIX и XX веков нашли бы причину раздела в языке и в различных традициях. На западных территориях, которые когда-то входили в состав Польши и Австро-Венгрии, говорят на украинском языке и смотрят в сторону Европы, а на восточных территориях, которые были частью Великороссии, говорят по-русски и ориентируются на Москву.
Но помимо исторических и лингвистических расхождений, ставших мифологическими, хорошо бы рассмотреть и другую причину этого раздела. На сегодняшний день главная причина – экономическая. Восточные территории Украины пользовались экономическими привилегиями в советские времена, там развивалась тяжелая индустрия, в основном, военная. Донбасс был родиной Стаханова. Жители этих регионов гордятся своим прошлым и после краха системы реального социализма, социалистического способа промышленного производства и распада СССР. Люди, рожденные и выросшие вокруг индустриальных комбинатов и шахт, оплакивают ушедшие времена и все еще оплот грядущего возрождения скорее в фигуре Путина, чем в фигуре коррумпированного Януковича. Восток – это другая планета.
Западная Украина представляла собой часть СССР, где проживали мятежные крестьяне, подавляемые с помощью силы и голода (Голодомор был ужаснейшим геноцидом XX века). Ее жители были вынуждены сражаться против поляков, немцев, русских и советских в первые четыре десятилетия XX века и всегда терпели поражение. Их эксплуатировали Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, они воспрянули при Горбачеве, но не смогли до конца реализовать мечту о независимости. Западная Украина – это та часть СССР, которая, присоединившись к ЕС и окончательно оставив русскую «орбиту», ничего бы не потеряла и все бы приобрела.
События последних месяцев, яростное сопротивление мятежников на баррикадах Киева с погибшими и ранеными во многом объясняются отчаянием жителей Западной Украины после ускользнувшей мечты о присоединении к Европе. Столкновения между восточными и западными украинцами не являются уникальным случаем. Вчера в другой бывшей советской республике Молдавии, расположенной между Россией и Европой, жители автономного территориального образования Гагаузия проголосовали против сближения с ЕС и высказались за присоединение к зоне свободного обмена с Россией. Результат местного референдума выявил почти полное единодушие: 98,4% жителей высказались за присоединение к Таможенному союзу с Москвой, а 97,2% имеющих право голоса проголосовали против интеграции Молдавии в ЕС.
Молдавия считается пограничной зоной Европы, румыны рассматривают ее как свою восточную область. Большинство западных молдаван, проживающих к западу от Днестра, считают себя родственным румынам народом. Молдавия – это тоже плод неестественного союза, искусственное образование, рожденное в сталинской лаборатории. Теперь ее жители смотрят в противоположные стороны и готовы на раздел. В Гагаузии жители воспользовались правом голоса, и большинство высказало свою точку зрения. В Восточной Украине, уставшей от мятежей западных украинцев, начинает зарождаться идея о выходе, но нет возможности проголосовать за нее. Может быть, для всех было бы лучше, если бы Россия и ЕС пересмотрели границы, начертанные почти век назад большевиками, «экспертами по делам национальностей», вооруженными идеологией, но глухими к местной действительности.