Политический маневр или настоящая попытка найти выход из кризиса? Представитель президента Виктора Януковича в Верховной Раде Юрий Мирошниченко говорил о возможности проведения досрочных парламентских и президентских выборов для подтверждения легитимности власти в стране. Кроме того, он заявил, что Виктор Янукович лично пообещал не вводить чрезвычайное положение и не применять силу.
Такое заявление призвано смягчить недовольство оппозиции и западных правительств накануне появления в Киеве главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон и возобновления диалога с оппозицией в парламенте. Хотя пока еще непонятно, идет ли речь об искреннем обязательстве, и можно ли реализовать его на практике в оказавшейся на грани бунта стране, часть столицы которой вот уже месяц занимает вооруженная дубинами толпа. Кроме того, обе стороны будут подозревать друг друга в нарушениях, так как выборы на Украине редко бывают прозрачными.
В рамках какой конституции будут проводиться выборы? Варианта 2010 года с сильной президентской властью? Или же принятой в 2004 году версии с парламентским режимом, возвращения к которой добивается оппозиция? Здесь опять-таки пока что сложно представить себе, что масштабная конституционная реформа может стать объектом консенсуса в до предела разобщенном парламенте (в этом он прекрасно отражает саму страну, западная часть которой стремится в Европейский Союз, а восточная — ориентируется на Россию). Москва же просто не может допустить, чтобы Киев вышел из ее сферы влияния.
Что касается Грузии, руководство которой поддерживает личные связи с Россией, премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил вчера в Брюсселе, что его страна нацелена на скорейшее подписания соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, потому что «это единственно возможный путь» (за него выступают 85% грузин).
Противостояние России и Запада
После состоявшейся на прошлой неделе отставки премьера Николая Азарова на Украине осталось только временное правительство. Две недели назад лидеры трех главных оппозиционных партий отказались от походившего на ловушку предложения Виктора Януковича возглавить правительство. Сегодня они говорят, что готовы взять на себя такую ответственность, однако ставят предварительным условием конституционную реформу. Тем не менее, пока неясно, как воспримет эти попытки открытости покровитель украинского лидера Владимир Путин. В настоящий момент главный приоритет для Кремля — Олимпийские игры. Москва предложила Киеву помощь в 15 миллиардов долларов при условии, что политические преобразования не навредят ее интересам. Вашингтон и Брюссель на выходных также говорили о возможной финансовой помощи, которая, скорее всего, может быть предоставлена через Международный валютный фонд. Кэтрин Эштон побеседовала с главами оппозиции, а затем провела встречу с президентом Януковичем.
Хотя европейцы пока что размахивают только пряником, кнут у них тоже имеется. В отличие от США Ангела Меркель неизменно выступала против введения санкций против руководства режима, однако ее министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер недавно впервые выступил с инициативой индивидуальных санкций. С призывами принять такие меры регулярно выступают украинские оппозиционеры, которые отмечают, что высокопоставленные чиновники и связанные с ними олигархи размещают свои состояния на Западе и регулярно отправляются туда отдыхать. Москва в свою очередь неоднократно выражала недовольство западным вмешательством во внутренние дела Украины. Противостояние России и Запада еще далеко от завершения, хотя, как пишет эксперт Искандер Хисамов, геостратегическое значение Украины сейчас явно переоценено.