Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)
В последние недели развернулась общественная дискуссия, касающаяся стратегической важности Иорданской долины в рамках будущего мирного соглашения с палестинцами.
Спор о важности Иорданской долины имеет давнюю военную подоплеку и связан, во многом, с травматическими переживаниями израильтян в последние десять лет. Речь идет о ракетных обстрелах южной части страны из сектора Газы.
Обстрелы начались задолго до реализации программы размежевания и вывода израильской армии из сектора. В течение многих лет граница сектора Газы с Египтом была фактически открыта, хамасовское правительство получало значительную финансовую помощь из Ирана – все это превратило Газу в опасное для Израиля квазигосударственное образование. При этом речь, разумеется, не шла о стратегической опасности существованию государства.
Перед подписанием мирного соглашения руководители государства обязаны предусматривать сценарий, в соответствии с которым – рано или поздно – в будущем Палестинском государство может установиться радикальный режим, который решит нарушить достигнутые соглашения. В этом случае Израиль окажется перед двумя основными угрозами – теоретической и реальной.
Теоретическая угроза – это формирование нового восточного фронта. Речь идет о силах противника, которые могут атаковать с востока и пересечь реку Иордан. На сегодняшний день подобная угроза действительно более теоретическая: армии Сирии и Ирака в удручающем состоянии, вооруженные силы Иордании очень незначительны. Даже если предположить, что спустя несколько десятилетий соседние страны окрепнут, и возродится восточный фронт, израильское присутствие на узкой 15-километровой полосе и нахождение там еврейских поселений не помогут нам ничем.
Между тем, если Иорданская долина будет частью Палестинского государства, и вражеские силы будет пересекать Иордан на его территории, это обеспечит израильской армии достаточный промежуток времени для подготовки контратаки.
Вторая угроза – не теоретическая, а вполне реальная. Но при этом не являющаяся для нас вопросом жизни и смерти. Речь идет о терроре. И сегодня существует возможность осуществлять террористические акты с территории Иудеи и Самарии. В этом смысле договор с палестинцами может только сократить риск.
Для того, чтобы не допустить переброску вооружения и ракет из Иордании, как это происходило в секторе Газы благодаря египетской границе, следует создать систему наблюдения на протяжении всей реки Иордан и в районах пограничного перехода. Можно ограничиться физическим присутствием вдоль линии реки на узком перешейке размером в 2-3 километра. Эта система наблюдения предотвратит контрабанду оружия и не позволит ситуации на Западном берегу стать столь же опасной, как в секторе Газа.
Договор об окончательном урегулировании конфликта представляет собой основу национальной безопасности Израиля, залог существования государства в качестве еврейского и демократического. Вместе с тем, существуют реальные опасности, которые нельзя игнорировать.