В этой колонке мы уже однажды говорили о том, что для понимания дискуссий о гражданской войне в Сирии, событиях в Гези, «параллельном государстве», перевороте в Египте и антитурецком союзе необходимо видеть общую картину. Для этого нам необходимо вернуться на 100 лет назад, к периоду распада Османской империи. Великобритания, взявшись после Первой мировой войны чертить национальные границы на османских землях, разделенных железной линейкой в ее руках, посеяла первые семена хаоса и беспорядков, которые будут прорастать целое столетие.
Преследуя еще более безуспешную политику, США, вышедшие на сцену после Второй мировой войны, стали корректировать испорченную картину Ближнего Востока с помощью танков и авиабомб. В результате земли, которыми в течение четырех веков управляла Османская империя в мире и спокойствии, за одно столетие превратились в территории, не знавшие недостатка боли и несчастий.
Что же происходит сегодня и как выглядит современная общая картина Ближнего Востока?
В 1970-х годах США в рамках проекта «зеленого пояса» стали использовать ислам в качестве оружия против коммунизма на Ближнем Востоке, создавая джамааты и мусульманские группы от Марокко до Малайзии. Так, в Афганистане возник «Талибан», затем «Аль-Каида». В медресе в Пакистане происходила подготовка сотен экстремистов, которые затем рассредоточивались по всему миру. Группировка «Аль-Шабаб», обагрившая кровью исламские страны Африки, — детище этого проекта.
Хотя США использовали эти группы в собственных интересах, Вашингтону стало очевидно, что контроль над ними утрачен. Тогда США вывели на сцену иной проект — «умеренного ислама», посчитав радикальные группировки своим врагом. Движение Фетхуллаха Гюлена — один из лучших и крупнейших примеров проекта «умеренного ислама».
Однако США опоздали с его реализацией. Ветры, легкое дуновение которых поначалу еле уловимо ощущалось в Афганистане и Пакистане, превратились в ураган и обрушились на Вашингтон в виде теракта 11 сентября. США окончательно потеряли контроль над ситуацией и, засыпая бомбовыми ударами Афганистан и Ирак (которым они когда-то оказывали поддержку), оккупировали их территории, вернув эти государства в «каменный век».
Чтобы приобрести влияние в регионе, Великобритания и Америка инвестировали во все сферы — от экономики до образования, от политики до военной области — и управляли развитием человеческих ресурсов. В правительствах региональных государств они всегда поддерживали тех, кого обучали в своих школах, кого по специальным стипендиям подготавливали за границей. Они эксплуатировали эти страны, делали их экономики зависимыми. С созданием Израиля их военное присутствие в регионе заметно возросло, и они в полном смысле этого слова колонизировали Ближний Восток. В центре, наиболее богатом в энергетическом плане, они нарисовали картину несчастья, изобилующую кровью и болью, на переднем плане которой находились США, а на заднем — Великобритания и Израиль.
Хотя по содержанию американский проект «зеленого пояса» приобрел иной характер, он всегда существовал. Причина его возникновения состояла в следующем. Несмотря на то, что Россия, казалось бы, ушла из Ближнего Востока из-за процесса распада в ее стране, она, на самом деле, сохранила присутствие в регионе с помощью Ирана. В качестве инструмента своей внешней политики Иран использовал шиизм. При помощи России им был создан фронт на Ближнем Востоке под названием «шиитский полумесяц», охватывающий территории Ирана, Ирака, Сирии и Ливана. Россия стала закулисным игроком, у которого появился эффективный фронт от Каспия до Средиземноморья. К этому объединению следует добавить еще один ускользающий от внимания центр: Дубай. Через этот центр богатства, где арабы-шииты проявляют свою активность, Иран вошел в Персидский залив как практически самая сильная страна в области торговли. Фактически Россия и США снова стали вести силовую борьбу, пользуясь козырями разных стран.
В Турции (самой сильной стране региона на стороне оси США — Великобритания — Израиль) происходят важные перемены, которые впоследствии повлияют на «шиитский полумесяц» и «зеленый пояс». К власти приходит верующий сын бедного капитана, который предлагает всему миру новую альтернативу: «Ислам и политика могут сосуществовать, мы не должны быть врагами религии или демократии. Благодаря политике, опирающейся на волю нации, можно достичь больших успехов в экономике и дипломатии».
Давая все эти сигналы в период своего изобилующего успехами правления, Реджеп Тайип Эрдоган совершает еще один важный шаг. Он воздействует на линии разлома потерянной, побежденной, подавленной Османской империи. Вдруг начинает обнаруживаться ее лидирующая в течение четырех столетий, ведущая, направляющая, объединяющая роль, и Турция вновь возвращается на сцену Ближнего Востока.
Пример Партии справедливости и развития Турции становится образцом для всех исламских государств. Чтобы стать свободным и независимым, народ Ближнего Востока, который в течение века подвергался эксплуатации в руках диктаторов, начинает «арабскую весну». В Тунисе, Ливии, Алжире, Египте и Йемене одно за другим происходит свержение диктатур.
Поймав направление давосского ветра, премьер-министр Эрдоган проводит майданные митинги практически во всех странах этого многострадального пространства — от Марокко до Ливана. Флаги Турции на улицах этих государств, настенные постеры Эрдогана, турецкие сериалы на национальном телевидении, турецкие морские суда, турецкие подрядчики в строительном бизнесе и любовь к исторической родине — Ближний Восток вмиг стал обретать новый облик. Тогда и прозвучал первый набат.
На всех этих митингах Эрдоган возрождает дух, который целое столетие пыталась заставить забыть Великобритания: это религиозно-общинное сознание. Идея исламского союза, который не зависит от шиизма или суннизма, от арабов или турок, от США или России, в один момент находит повсеместный отклик. Мурси в самой сильной стране «арабского пробуждения» Египте, Ганнуши — в Тунисе, Партия справедливости и развития — в Марокко, Хания — в Газе. Они говорят о едином языке, о едином идеале. И тогда становится понятно, что возникает новый фронт — «религиозно-общинный пояс», — способный противостоять «зеленому поясу» и «шиитскому полумесяцу». При этом бесспорным лидером народов всех исламских государств от Малайзии до Боснии является Эрдоган. Послышались звуки второго и последнего набата.
Фронт США — Великобритания — Израиль («зеленый пояс») и фронт Россия — Китай — Иран («шиитский полумесяц») посчитали, что главная опасность, которая положит конец их многолетней колонизации Ближнего Востока, — это возглавляемый Турцией «религиозно-общинный пояс». Они вступают в союз друг с другом, и, в том числе, именно поэтому происходит перемирие Ирана и США.
Каждый из этих блоков переходит к активным действиям в стремлении усмирить Эрдогана. «Шиитский полумесяц» останавливает «арабскую весну» в Сирии, «зеленый пояс» — в Египте, после чего начинаются антиреволюции.
На подступах к Персидскому заливу, энергетическому центру региона, революционный огонь был не в силах испалить грязные троны султанов и эмиров, он был погашен вновь сформированным союзом двух ранее противоборствующих блоков.
В Египте происходит переворот, в Тунисе — попытка переворота, Ливия тонет в хаосе и терроре, в Ираке начинается война мазхабов, Йемен становится заложником терроризма, Алжир вступает в междуцарствие, сектор Газа оказывается в блокаде. Главный союзник Турции Пакистан становится жертвой террора. Нападению подвергается весь Ближний Восток, и в обстановке хаоса к власти снова приходят диктаторы: на счету Ас-Сиси и Асада жизни тысяч ни в чем не повинных людей.
Внезапно во всех исламских государствах начинаются атаки «Аль-Каиды» и «Аль-Шабаб».
Чтобы заставить Турцию раскаяться в том, что она вышла на сцену Ближнего Востока, с помощью союза «зеленого пояса», «шиитского полумесяца» и капитала Персидского залива (Дубай) составляются разные планы. В Гези используется тактика «зеленого пояса», предпринимаются попытки свергнуть Эрдогана. «Шиитский полумесяц» оказывает поддержку, подстрекая принадлежащих к шиитскому направлению алавитов и джафаритов в Турции и апеллируя к гражданской войне в Сирии. В частности, в городе Хатай на юге Турции фактически предпринимается попытка спровоцировать восстание. В Сирии внезапно возникает группировка «Исламское государство Ирака и Шама», которая атакует поддерживаемые Турцией силы сирийской оппозиции.
Помимо всего прочего, Турцию обвиняют в пособничестве «Аль-Каиде».
Но у них ничего не выходит. Эрдогану удается сохранить свою власть, несмотря на события вокруг Гези.
Это заставляет союзников мобилизовать «Джамаат Гюлена», который известен как основная сила проекта «умеренный ислам», движение создания религиозного диалога и братства. Практически во всех государственных учреждениях пробуждаются спящие ячейки «Джамаата», которые пытаются вступить в борьбу за власть в Турции.
Война еще продолжается. Война союзников («шиитского полумесяца» и «зеленого пояса») и «религиозно-общинного пояса» — вот, что мы видим на общей картине региона.