При всем уважении к Шекспиру, совсем не всё прогнило в Датском государстве.
Согласно результатам нового исследования, по сравнению с другими европейцами датчане гораздо чаще называют коррупцию редкостью в своей стране. Между тем, в датском законодательстве не так много законов, направленных на борьбу со взяточничеством и коррупцией.
Это исследование, результаты которого были опубликованы в понедельник, 3 февраля, было проведено Евросоюзом в прошлом году. Предпосылкой для начала этого исследования стало то, что лидеры Евросоюза назвали коррумпированность правительств некоторых его членов причиной кризиса еврозоны.
Для континента, который долгое время гордился своим превосходством над остальной частью мира, результаты этого исследования стали настоящим шоком. Масштабы коррупции в Европе оказались «головокружительными», как сказала комиссар по внутренним делам Евросоюза Сесилия Мальмстрём (Cecilia Malmström). Три четверти европейцев считают, что коррупция — это распространенное явление. Более половины европейцев считают, что за последнее время ее уровень вырос. По уровню коррупции Греция, Италия, Литва, Испания и Чешская республика ничем не отличаются от более бедных государств.
Таким образом, у нас есть все основания поинтересоваться, почему Дания (а также Финляндия и Швеция) занимает верхнюю строчку в своем классе по показателю честности правительства. Могут ли другие станы чему-либо научиться у нее?
Дания выделяется еще и потому, что она является наименее коррумпированной страной в мире, согласно результатам прошлогоднего исследования, проведенного берлинским филиалом Transparency International. Дания — это еще и самая счастливая страна, как говорится в Докладе о мировом счастье (World Happiness Report) 2013 года, в котором уровень коррупции тоже учитывается как один из факторов, оказывающих влияние на степень счастья нации. Кроме того, в 2011 году авторы исследования 30 сложившихся демократий поставили Данию на первое место.
Неудивительно, что многие страны, такие как Киргизия, отправляют своих чиновников в Копенгаген, чтобы те узнали секреты датского успеха. Безусловно, в Дании время от времени тоже разгораются коррупционные скандалы. Однако, по мнению экспертов из Transparency International, это происходит крайне редко в силу мощной культуры общественного управления, относительной немногочисленности антикоррупционных законов и неуклонной приверженности принципам честности. Дания характеризуется чрезвычайно инклюзивной политической культурой и высокой степенью социальной сплоченности.
В Дании волонтерской деятельностью занимаются примерно 40% населения, что является отражением гражданского чувства ответственности. Дания также занимает одно из первых мест в мире по гендерному равенству и эгалитаризму.
И все эти отличительные черты Дании не насаждаются сверху, а являются неотъемлемой частью ее общества. Вероятно, именно поэтому перенести датскую модель на какое-либо другое общество практически невозможно. Тем не менее, история многих государств свидетельствует о том, что нация со временем может добиться честного правления.
В XVIII веке Англия была чрезвычайно коррумпированной страной — так же как и Америка в XIX веке. Тем не менее, благодаря гражданским кампаниям сегодня уровень коррупции в этих государствах существенно снизился. В XX веке Сингапур стал тем государством, которому удалось быстро создать систему честного правительства вскоре после отделения от Малайзии. Тогда ее лидер Ли Куан Ю (Lee Kuan Yew) сказал: «Мы устали от жадности, коррупции и декаданса многих азиатских лидеров».
Чтобы нация смогла избавиться от коррупции, большинство ее граждан должны сделать честность своим главным принципом. И в этом им могут помочь изменения в законодательстве, повышение уровня достатка и экономической свободы, уважение к разнообразию и стабильность. Другими словами, в этом обществе не должно остаться места для нечестности.
Гниение нации можно предотвратить лишь в том случае, если большинство ее граждан будут следовать принципу неподкупности. Или, как сказал Горацио в «Гамлете», «его направит небо».