Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему в Израиле не прижились прогрессивные течения иудаизма?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вечный спор об идентификации Израиля как еврейского и демократического государства ведет к тому, что мы забываем порой, что обе части этого сочетания – верны. Государство Израиль является еврейским точно так же, как оно является демократическим.

Перевод: ИА «Курсор» (Израиль)

Вечер пятницы, канун шаббата, хала на столе, вино для кидуша разлито по бокалам, мать семейства зажгла субботние свечи и произнесла благословение, семья излучает счастье и покой. Отец семейства, на голове кипа, целует сына. Все усаживаются за стол.

Евреи? С какой стати? С точки зрения депутата кнессета Давида Ротема, ничего еврейского в этом нет – до тех пор, пока эта семья определяет себя принадлежащей к реформистскому или консервативному течению в иудаизме. Уважаемый депутат кнессета, занимающий также пост председателя парламентской комиссии по конституционным вопросам, заявил в ходе дискуссии на заседании комиссии, что реформисты не являются евреями. Когда его попросили уточнить, что он имел в виду, Ротем сказал, что «реформисты – это другая религия».
 
Эти слова предназначены для избирателей Ротема. Однако и израильское общество в целом до сих пор не осознало, что в иудаизме существуют течения, насчитывающие сотни лет истории. Течения, в которых не имеет особой разницы, каким образом ты используешь туалетную бумагу в шабат, или кто выходит читать Тору – пока святость субботы не нарушается – мужчина или женщина. Главное, что этот человек любит и чтит Тору.

Прогрессивные течения, реформистское и консервативное, потерпели в свое время фиаско в борьбе за общественное мнение. Секулярные израильтяне, которым давно уже надоел ультраортодоксальный изоляционизм, в качестве альтернативы выбрали религиозно-сионистское ортодоксальное течение, чтобы таким образом поддерживать некую связь с еврейской традицией. Однако в последние годы, когда религиозные сионисты, прекрасные люди, стали считать себя элитой, которая больше занята сохранением Иудеи и Самарии, чем сохранением единства еврейского народа, упал и этот фиговый лист, прикрывавший отчуждение секулярных израильтян от иудаизма.

Вечный спор об идентификации Израиля как еврейского и демократического государства ведет к тому, что мы забываем порой, что обе части этого сочетания – верны. Государство Израиль является еврейским точно так же, как оно является демократическим. И нам ни в коем случае нельзя отвергать тех, кто является и хочет быть частью нашего народа, нельзя быть равнодушными и жестокими, нельзя отвергать тех, кто протягивает нам руку.

Склонность отвергать каждого, кто не кажется нам «достаточно евреем» - опасная и трагическая. Если критерием моей национальной принадлежности является мнение «великого знатока» Давида Ротема, то я предпочитаю обойтись без его мнения.

Реформистское и консервативное течения достойны всяческого уважения и признания. За тысячи еврейских общин и синагог, за выдающуюся благотворительность и социальную помощь людям, за помощь алие в Израиль и колоссальный вклад в упрочение отношений между Израилем и США. Миллионы членов этих течений в мире – евреи не менее, чем Давид Ротем, не только с точки зрения нюрнбергских законов, но и с моей точки зрения.