Если бы такой референдум прошел в Голландии, Германии или во Франции, то результаты не сильно отличались бы от результатов в Швейцарии. Ведь и в ЕС ощущаются риски и негативный эффект от «Соглашения о свободном перемещении граждан». Неудивительно, что это волнует Европу, самую зажиточную часть евразийского континента в мире.
Швейцария же разделилась на два лагеря. Несмотря на почти одинаковый результат на референдуме, победу всё же празднуют противники «массового переселения». В Брюсселе и в других столицах стран ЕС решение Швейцарии еще больше подольет масла в огонь. Для ЕС это стало своего рода сигналом. Или предвестником ряда событий в миграционной политике.
До сих пор самые сильные игроки ЕС не могли вмешиваться в предвыборную кампанию Швейцарии. Еще в день голосования председатель Европейского парламента Мартин Шульц (Martin Schulz) грозил серьезными последствиями в случае вмешательства во внутренние дела Швейцарии. Правда, зачастую паника среди швейцарцев производит обратный эффект. Шульц заявил, что Европа боится швейцарского «да» больше, чем сами жители Конфедерации.
Критика соглашения о свободном перемещении граждан - не ксенофобия
Швейцария, не входящая в Европейский Союз, высказала вслух то, чего боятся сказать члены ЕС. Страна открыла ящик Пандоры - и появились другие противники свободного перемещения граждан из ЕС в Швейцарию. Брюсселю уже сложно не соблюдать принцип свободного перемещения граждан и отбиваться от нападок со стороны критиков. Существуют проблемы. Жители и ЕС, и Швейцарии хотят, чтобы они были решены.
Прежде всего, нельзя приравнивать критику принципа свободного перемещения граждан к ксенофобии. Врач-гинеколог из Штутгарта, имеющий свою клинику в Санкт-Галлене, и миланский банковский служащий в Лугано совсем не будут чужаками в Швейцарии. Скорее, иммиграция является симптомом общего неприятного чувства, которое, кажется, начинает выходить из-под контроля. Безграничный рост - рост числа иностранцев - имеет гораздо больше минусов, чем просто счастливая и зажиточная жизнь.
Поиск работы - на первом месте
Разумеется, иностранцы, проживающие в Швейцарии, способствуют увеличению валового национального продукта. Правда, обыкновенный швейцарец от этого имеет не так много. Согласно статистике, увеличение ВНП выглядит так: ежегодно в портмоне у жителя Швейцарии появляется на один швейцарский франк больше. Увы, есть и несколько «но»: недостаток жилой площади, переполненные поезда, пробки на дорогах. И все это пустяк по сравнению с поиском работы. Иностранные работники по найму «сокращают» зарплаты швейцарцев, потому что предприятия могут «черпать» из запаса в 500 миллионов жителей ЕС.
Бенефициарами иммиграции выступают все те же старые подозреваемые: предприниматели, аферисты, «бонусные рыцари». Неудивительно, что Томас Миндер (Thomas Minder) - инициатор проекта об ограничении доходов топ-менеджеров - выступал за данную инициативу.
Шульц восхвалял непосредственную демократию в Швейцарии и ставил ее в пример европейской. Однако сопоставлять голосование было бы слишком рискованно, потому что неприятные чувства европейцев мало отличались бы от швейцарских.