По данным ереванской газеты «Грапарак», направлявшиеся на сезонную работу армянские гастарбайтеры, в основном, из Вардениса, застряли на Верхнем Ларсе из-за нового российского закона о миграции. Как известно, этот закон позволяет мигрантам пребывать на территории России всего 90 дней в течение 180 дней.
История с российским законом начинает обретать интересную окраску. Это проявилось очевидным образом после заявления секретаря Совета национальной безопасности Армении Артура Багдасаряна, который направил письмо своему российскому коллеге Николаю Патрушеву. Он просит сделать для армянских мигрантов исключение в применении закона – до того, как Армения вступит в Таможенный союз.
Фактически, власти Армении демонстрируют, что в период, оставшийся до подписания злосчастного договора о Таможенном союзе, в Армении могут появиться недовольные люди. Те, кто вынуждены зарабатывать в России, но не смогут сделать это из-за нового закона, в Армении могут стать «критической массой». Это десятки тысяч человек, которые не могут найти в Армении способ содержать свои семьи и которым, в принципе, нечего терять.
Эти люди, а также те, кто очень скоро приедет в Армению по истечении 90 дней, могут сыграть двоякую роль. Премьер-министр Тигран Саркисян как-то “пошутил”, что эмиграцию не останавливают, чтобы вернувшиеся «не совершили революцию». На самом деле ее не останавливают не только поэтому, но и потому, что мы давно уже живем в общем экономическом и политическом пространстве с Россией, и труд мигрантов – это наш «вклад» в общую экономику.
Скорее всего, Николай Патрушев ответит Артуру Багдасаряну и великодушно скажет, что Россия пойдет навстречу гражданам Армении и «спасет» их от безработицы и голода. А единственным методом «спасения» будет представлено вступление Армении в Таможенный союз.
Можно полагать, что в ближайшее время пару десятков мигрантов демонстративно не пустят в Россию или депортируют. Но это приведет не к социальной революции, как полагает премьер Тигран Саркисян, и не к смене власти в Армении. Это станет настоящей «таможенной» революцией. Десятки тысяч людей очень скоро выйдут на улицу и будут требовать поскорее подписать договор с Таможенным союзом. Лучшего аргумента, чем «требование общества«, власть придумать не может - все во имя граждан, во имя страны.