Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии (ТС) — соглашение о едином экономическом пространстве, опирающееся на свободное передвижение финансовых, материальных и человеческих ресурсов и включающее торговлю государств-членов с третьими странами, продолжает развиваться с характерными для него позитивными и негативными сторонами. Учитывая наследие созданной в период СССР экономической системы, можно утверждать, что ТС, находящийся в центре дискуссий о «неоевразийстве», обладает определенной устойчивостью и преемственностью.
Присутствие в жизни других стран-членов русского населения, хоть и получившего гражданство страны, на территории которой оно проживает, а также сходство языков, культур и складывавшихся годами потребительских привычек можно расценивать как преимущества не только с точки зрения России, но и стран региона.
В то же время проект ТС оказывает ряд негативных эффектов на экономики присоединяющихся региональных стран, и прежде всего Казахстана и Белоруссии. Судя по актуальным на сегодняшний день дискуссиям в этих странах, к таким эффектам можно отнести экономическое «поглощение» государств-членов со стороны России, а также наличие положений, касающихся принципов работы союза и прав государств-членов, учитывающих прежде всего интересы России. Для всех региональных государств, кроме России, это делает невозможным проведение сбалансированной политики в выстраивании отношений с такими игроками, как США, Китай и ЕС.
Сомнения Киргизии
Присоединение Киргизии к ТС важно с точки зрения повышения политической роли данного объединения и особенно внутрисоюзной сферы экономического влияния ее близкого соседа — Казахстана. Между тем в последние месяцы в киргизском общественном мнении наблюдаются споры, похожие на те, что мы видели в Казахстане. В целом выражается беспокойство о том, что все страны — члены союза, за исключением России, понесут экономические потери, при этом их экономики превратятся в односторонний рынок. Впрочем, принимая во внимание возможности, которыми располагает Киргизия в среднесрочной перспективе, и альтернативы региональной интеграции, несложно предположить, что и эта страна присоединится к ТС.
Присоединение Турции
Как мы отмечали ранее, существующие условия не позволяют допустить, что Турция может стать членом ТС в рамках новой стратегии расширения в Евразии, причем ни юридически, ни фактически. Эффект ТС для Турции будет заключаться в экономических отношениях с другими государствами-членами и формироваться на основе создаваемого союзом «политического имиджа». В этой связи, очевидно, решение России будет определяющим. При интерпретации смыслов с позиций России становится понятно, что негативные политические аспекты, которые возникнут с появлением Турции в союзе, перевесят ее экономический вклад в союз. Так, в проведенном в российской прессе исследовании, посвященном отношению россиян к Турции, говорится о существовании в России трех типов восприятия — политического, интеллектуального и общественного. Внешнеполитическим восприятием управляют психологические установки, коренящиеся в истории становления крупным государством и опыте региональной конкуренции, поэтому в их рамках членство Турции в НАТО рассматривается как негативный момент. В области интеллектуального восприятия подчеркивается, что Россия усиливает свои позиции в Евразии, причем Турция не рассматривается как мост между Востоком и Западом. Однако социальное восприятие, в котором доминируют такие сферы, как культура и туризм, отличается позитивными оценками.
Таким образом, важной для Турции альтернативой является если не членство, то, по крайней мере, выработка разных форм интеграции с ТС — вопреки всем этим негативным моментам. С одной стороны, это будет способствовать укреплению отношений Турции и стран Центральной Азии, с другой даст импульс для пересмотра механизмов функционирования таможенного союза Турции и ЕС в пользу интересов Турции.