Президент РФ Владимир Путин на днях предложил руководству Евросоюза создать зону свободной торговли между Евросоюзом и Евразийском союзом. Переговоры с Евросоюзом для введения зоны свободной торговли имеют два значения. Первое: переговоры о конкретных сроках обнуления таможенных пошлин, и второе: как достичь соответствия качества и безопасности производимых товаров европейским стандартам. Армения уже сделала это в рамках Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом.
Договорились обо всем, включая о финансовой помощи ЕС с целью приведения стандартов в соответствие с европейскими стандартами. Однако, неизвестно почему, мы приостановили процесс подписания договора об ассоциации с ЕС. Мы вступили в «клуб» (Таможенный союз), который теперь сам хочет вести переговоры с ЕС о том, что мы уже проделали.
Это, действительно, унизительно для Армении, особенно, когда многие стандарты мы уже привели в соответствие со стандартами ЕС и в этом плане мы ближе к ЕС, чем страны Таможенного союза. Теперь, если мы вернемся к русским или «советским» стандартам, то потом вынуждены будем вместе с русскими вернуться к стандартам ЕС.
Исходя из заявлений представителей власти, так и будет. Накануне министр финансов Армении Давид Саркисян сказал, что одной из важнейших задач нынешнего года является приведение таможенного и налогового законодательств Армении в соответствие с законодательствами стран Таможенного союза. Насколько это целесообразно в настоящий момент, когда «крестный отец» так называемого Таможенного союза Путин пытается вести переговоры с ЕС о том, о чем мы уже договорились. На этот вопрос Первого Информационного министр финансов так и не дал внятного ответа.
«Если бы Армения подписала договор о свободной торговле с ЕС, получилось бы, что в краткий срок мы открываем дорогу европейским товарам, а товары, экспортируемые из Армении, должны были удовлетворять требованиям безопасности и техники. Сегодня мы не готовы к этому, для подобного перехода нам понадобится от трех до пяти лет. Если входим в зону Евразийского союза, то не надо забывать, что мы все используем те стандарты, которые действовали в СССР. В краткосрочном плане мы начнем и импортировать, и экспортировать товары. Технических трудностей в плане качества не будет», - сказал министр, добавив, что это вовсе не означает, что мы откажемся от европейских стандартов.
«И страны Таможенного союза, и мы в ближайшие 3,5,7 лет осуществим те преобразования, которые позволят привести наши стандарты в соответствие с европейскими, и сделают возможным экспорт наших товаров на европейский рынок. В настоящее время, нет никаких противоречий и мешающих этому процессу факторов. Об этом давно заявляли и страны Таможенного союза, и мы. Просто еще раз было подтверждено, что мы приведем наши технические стандарты и стандарты безопасности в соответствие с требованиями ЕС», - сказал Д. Саркисян.
Отметим, что министр несколько раз выразил различные точки зрения, которые, мягко говоря, отклонены от реальности на 180 градусов. Во-первых, вовсе не вступая в Таможенный союз, мы в краткосрочной перспективе начнем «и импортировать, и экспортировать, без проблем в плане качества». Между Арменией и Таможенным союзом уже действует режим свободной торговли, без барьера стандартов безопасности техники.
С Россией этот режим действует еще с середины 90-х, а с остальными странами – чуть позже. В этом смысле Таможенный союз нам ничего не дает – в отличие от Соглашения об Ассоциации с ЕС.
Во-вторых, мы уже импортируем товары из ЕС с нулевой процентной ставкой. Наши таможенные пошлины составляют либо 0%, либо 10%, однако средняя удельная пошлина в случае товаров, импортируемых из ЕС, составляет 2,3%-2,5%. То есть, та «ужасающая» картина, что подписанием договора об ассоциации мы «открываем дорогу для европейских товаров», не имеет никакого отношения к реальности, поскольку эта дорога уже открыта. Ассоциация скорее преследовала цель открыть дорогу в ЕС для Армении. Абсурдно даже думать, что ЕС заинтересован в рынке Армении, покупательская способность населения которой не превосходит размеров большой немецкой деревни. Тем более, что этот рынок уже полностью открыт.
И третье – если действительно, как и заявляет министр, на данный момент нет «противоречащих друг другу, либо мешающих факторов», то Армения смогла бы вступить и в Таможенный союз, и подписать договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС. Однако, вопреки заявлениям министра, чиновники ЕС всегда заявляли, что членство в Таможенном союзе несовместимо со свободной зоной торговли ЕС. И запрет странам по отдельности обговаривать пошлины с ЕС – это каприз ТС, а не ЕС. Или, если действительно нет «противоречащих друг другу, либо мешающих факторов», то пусть в таком случае министерство признало главенствующим приведение в соответствие нашего налогового и таможенного законодательства не с Таможенным союзом, а с законодательством ЕС.
На самом деле получается, что Россия запретила нам (либо мы сами отказались) вести свободную торговлю с ЕС, чтоб мы вошли в отсталую и коррумпированную структуру, которая сама пытается начать свободную торговлю с ЕС. Это следует считать очередным провалом во внешней политике, и попытаться исправить, если б не было столь оскорбительно.