Помимо военной одежды и продуктов питания с авиабазы «Манас», которые регулярно можно приобрести за пределами данного военного объекта США, на рынках столицы Киргизии Бишкека можно найти еще и просроченные лекарственные препараты.
Что общего между просроченными антибиотиками американского производства и новенькими армейскими ботинками? Подсказка: и те, и другие можно свободно приобрести на шумных базарах столицы Киргизии Бишкека.
В перепродаже американских военных товаров за пределами базы США в Киргизии нет ничего нового. Ежемесячно в Центре транзитных перевозок «Манас» недосчитываются продуктов питания на сумму 10 тысяч долларов и больше, так что кыргызские гурманы порой бывают завалены бифштексами на косточке и шейками омаров. Однако некоторые другие товары, поступающие, судя по всему, с базы «Манас», могут иметь серьезные последствия для здоровья жителей этой обнищавшей центральноазиатской республики. Среди шампуней, носков и прочих разнообразных предметов встречаются и просроченные лекарственные препараты б/у, предназначенные для лечения различных заболеваний – но выписываться они должны по рецепту и приниматься под наблюдением врача.
На бишкекском Орто-Сайском рынке пенсионерка склонилась над упаковкой американского лосьона по 10 сомов (20 центов) за упаковку. По той же цене продается здесь и отпускаемый по рецептам антидепрессант велбутрин. В ответ на адресованный пожилой покупательнице вопрос, знает ли она назначение приобретаемой ею противогрибковой мази, она говорит, что ей это неважно, потому что «эта американская мазь заставляет ботинки блестеть так, как ни одно средство из продающихся в магазинах».
Использование просроченного лекарства для чистки обуви, возможно, не принесет вреда, однако сам этот факт подчеркивает наличие определенных опасений медицинского свойства. Из всех ее товаров лучше всего идут антибиотики, тихо признает пенсионерка. Неправильное применение антибиотиков в Центральной Азии способствует развитию штаммов мультирезистентного туберкулеза, что означает почти неизбежный летальный исход для всякого, кто им заразится. Растущая озабоченность международных экспертов в связи с широкомасштабными последствиями этих тревожных тенденций заставило Всемирную организацию здравоохранения включить Киргизию в список десяти главных стран, где распространен устойчивый к лекарственной терапии туберкулез.
По словам пенсионерки, лучше всего идет доксициклин – антибиотик широкого спектра действия, обычно используемый в вооруженных силах США для профилактики малярии. Данный препарат применяется также для лечения прыщей, сибирской язвы и целого ряда других бактериальных инфекций, вызываемых, среди прочего, такими возбудителями, как кишечная палочка и хламидии. По словам пенсионерки, люди покупают у нее препараты, потому что знают, что качество лекарств американского производства лучше российских, китайских или турецких лекарственных средств, которые можно найти на прилавках Киргизии.
Помимо опасений медицинского порядка есть еще и проблема конфиденциальности. Многие из этих препаратов перепродаются в оригинальных рецептурных упаковках с указанием имен военнослужащих, кому они были прописаны, и объекта, где те проходили лечение: Форт Льюис (Вашингтон), Форт Брэгг (Северная Каролина), Форт Беннинг (Джорджия) и т.д.
На вопрос о таком количестве продуктов, поступающих, судя по всему, из ТЦП «Манас», официальный представитель ответил, что на базе «принимаются тщательные меры против всякого рода хищений», и добавил, что «все сотрудники проходят процесс досмотра, включая просвечивание ручной клади, личного досмотра и досмотра автотранспортных средств».
Сотрудники ТЦП «Манас» «следуют строгим предписаниям, обеспечивающим соответствующий контроль и утилизацию наших медицинских препаратов», добавил официальный представитель базы, сказав, что невостребованные и оставшиеся препараты сжигаются.
По словам продавца с Ошского рынка в Бишкеке, специализирующегося на продаже американского военного снаряжения, включая новые баллистические очки Окли и военные ботинки, хищения в «Манасе» поставлены на широкую ногу и осуществляются при содействии местного персонала. «Все просто. Чтобы получить [определенные товары], нужно просто позвонить приятелю, сказать, что нужно, и через несколько дней он тебе это добудет», – говорит торговец.
По словам официального представителя базы, вывозом мусора с территории объекта ведает местный подрядчик, Равиль Якупов. Равиль Якупов – представленный в сентябре прошлого года журналом «Форбс» «образцовым предпринимателем» при местной Американской торговой палате – поведал изданию о своей нежной любви к «лучшего качества мусору во всем Киргизии», который «Манас» производит в огромных количествах, порядка 30-40 тонн в день.
Помимо прибыльного контракта на вывоз мусора – на сумму, составляющую, по словам официального представителя «Манаса», около 107 тыс. долларов сроком на 10 месяцев по июль текущего года, Якупов также зарабатывает деньги на том, что, как пишет «Форбс», «перерабатывает» мусор в предметы для последующей перепродажи. Осуществляемая Якуповым переработка и утилизация мусора стала яблоком раздора: пожертвованные им местным детским домам бывшие в употреблении матрасы с базы «Манас» навлекли на него критику со стороны ряда местных СМИ.
Неоднократные попытки связаться с Равилем Якуповым в течение недели оказались безуспешными. Его секретарь сначала записывала сообщения и обещала, что он перезвонит, а потом заявила, что больше его не видела.
Как подчеркнул официальный представитель ТЦП «Манас», «когда подрядчик вывозит мусор, он переходит в его распоряжение».
Зарабатывает ли Равиль Якупов на стороне или нет, но люди, приобретающие мусор с базы «Манас» на бишкекских рынках, говорят, что рады иметь доступ к «американским лекарствам». Роясь на корточках в коробке с антибиотиками на Орто-Сайском рынке, пожилой человек, покосившись на пару каких-то банок, в конце концов остановился на средних размеров пузырьке с доксициклином. В ответ на вопрос, знает ли он, что приобретает, он потряс флакон, оплатил покупку и рассмеялся: «Нет, но оно облегчает мне боли в спине».