У лыжной трассы на склоне «Розы Хутор» пилот дрона внимательно следит за выступлением финалистки соревнований по слоупстайлу. В работе ему помогает техник. Устроившийся в палатке оператор следит за монитором и направляет камеру на выполняющую опасные трюки спортсменку. Сидящие на трибунах зрители не видят беспилотник, однако снятые на его HD-камеру кадры появляются на гигантском экране Олимпийской вещательной службы. «Труднее всего — найти правильную траекторию, чтобы придерживаться безопасной дистанции: если отойти слишком далеко, то получатся не лучшие кадры», — говорит оператор беспилотника (пилот вертолета международного уровня) Филипп Делафосс (Philippe Delafosse).
Беспилотник представляет собой гибкое и малошумное устройство диаметром в 1,3 метра и весом всего в 5 килограммов. «Его максимальная скорость достигает 70 км/ч, что позволяет нагнать лыжника», — рассказывает пилот. Этот аппарат с шестью винтами позволяет оператору получить такой угол обзора, который недоступен с помощью других имеющихся на «Розе Хутор» технических средств вроде подвешенных на кабелях и кранах камер. Соперничать с беспилотником в этом плане мог бы только вертолет, однако его использование обошлось бы гораздо дороже, не говоря уже о шуме и ветре от лопастей. В последнее время БПЛА с установленными камерами начинают все чаще применять для съемок памятников архитектуры и спортивных состязаний, однако на Олимпиаде они появились впервые. Помимо этого дрона в небе над Сочи летают десятки небольших беспилотных самолетов и вертолетов, однако их цель — вовсе не съемка спортивных состязаний. Они были развернуты российскими властями для наблюдения за территорией и борьбы с терроризмом — во время Олимпиады приняты беспрецедентные меры безопасности.
Используемый на Играх аппарат был изготовлен увлеченным любителем авиации Жаном-Люком Форнье (Jean-Luc Fornier): в 2009 году он создал собственную компанию, которая осуществляет фото- и видеосъемку с помощью беспилотников. Он работает в партнерстве с французским стартапом XD Motion, который специализируется на воздушной и 3D-съемке и заключил соглашение с Олимпийской вещательной службой (она обеспечивает трансляцию соревнований на телеэкранах по всему миру). «Нам потребовалось разработать специальный аппарат, который способен долгое время продержаться в воздухе, выдерживает холод, не создает отвлекающий спортсменов шум и передает изображение в HD качестве», — объясняет Жан-Люк Форнье. По его оценкам, стоимость аппарата составляет несколько десятков тысяч евро.
Беспилотник способен продержаться в воздухе 16 минут, после чего ему требуется заменить аккумуляторы. Кроме того, его нельзя использовать под дождем, так как это может повредить камеру. По требованиям безопасности, на трассе аппарат должен находиться по меньшей мере в 30 метрах от зрителей, чего весьма просто добиться на соревнованиях по слоупсатйлу, так как лыжники совершают свои кульбиты довольно далеко от трибун. При работе с беспилотником «риски те же, что и в авиации, только все происходит ближе в земле», — отмечает пилот. Как бы то ни было, чтобы поднять аппарат в воздух над российской трассой, потребовался целый ряд разрешений, в том числе и от ФСБ. «Несмотря на все разрешения, нас все равно часто проверяли полицейские, которых беспокоил вид беспилотника. Но они всегда были очень вежливы», — рассказывает Жан-Люк Форнье. Французы довольны полученным на Олимпийских играх в Сочи опытом и сейчас ведут переговоры о съемках грядущих соревнований по слоупстайлу в Швейцарии. В будущем же нельзя исключать их применения и на Всемирных экстремальных играх, которые как нельзя лучше подходят для съемок с летающей камеры.