Скандальное движение Femen дает трещину изнутри. Алиса (имя изменено) ушла из организации после полутора лет участия в акциях и рассказывает много нового о нем в готовящейся к выходу книге. Бывшая французская «секстремистка» делится «разочарованием», которое связано с «неорганизованностью» и «дискриминацией» в движении, а также тем, что «феминистские требования группы не действуют внутри нее самой». Что касается методов Femen, она говорит о давлении, навязывании единого мышления и попытках перестроить сознание людей: «Твой дух подготавливают изнутри для внешнего мира. Ты больше не существуешь как личность. Ты думаешь не как человек, а как часть группы, жадно проглатываешь все, чему тебя учат. Femen меняют твое тело и разум». «Постоянное и настойчивое вдалбливание основных принципов (...), нужно было, чтобы они отработались до автоматизма, как выученный наизусть урок, — продолжает она. — В результате ты постепенно отказываешься от критического мышления и становишься частью группы. А те, кто говорит слишком много, довольно быстро “по собственной воле” уходят из движения».
Разочарование
«Первое посягательство на личную свободу — это требование постоянной готовности», — отмечает она: нужно быть на связи круглые сутки, наплевав на работу и личную жизнь. «Мало по малу, ты смиряешься с подчинением, против которого борешься в обществе, — размышляет она. — С чем ты собралась тут бороться? Ах, да! С подчиненным положением женщин в патриархальной системе. И что ты получаешь взамен? Возможность сказать себе, когда ты возвращаешься вечером домой совершенно одна, что ты сражалась за свободу, которой, получается, сама лишена».
Чувство разочарования усиливает такой парадокс: несмотря на всю внешнюю идеологию, сами Femen «не уважают женщин, а лидеры относятся к новобранцам как к пушечному мясу», — подчеркивает ее литературный агент Омри Эзрати (Omri Ezrati). Впервые одна из активисток Femen решила выступить против своего клана. Хотя несколько журналисток уже поделились своими впечатлениями после нескольких недель в организации, сейчас мы впервые можем познакомиться с подробным рассказом той, которая день за днем проходила все этапы, от вербовки до промывания мозгов, от боевых тренировок до скандальных уличных акций. Алиса была одной из тех, кто осквернил Собор Парижской Богоматери 12 февраля 2013 года.
Еще одной причиной для разочарования стало полное отсутствие доверия. «Его там нет и в помине, — сокрушается она. — Если вы на самом деле преданы делу, вам неприятно узнавать о прошедших акциях из Facebook и BFM. Как себя чувствовать, если сначала вами пользуются, а потом сразу же про вас забывают? Вы — всего лишь предмет, который сначала используют, а потом убирают подальше на полку, пока в нем снова не возникнет необходимость». Все это «погубит движение», потому что оно «не может быть жизнеспособным с такими принципами». По ее словам, от 40 активисток к настоящему моменту осталось не больше 15. Как бы то ни было, Алиса не отступается от своего прошлого и до сих пор поддерживает идеологию Femen. Поэтому ее нельзя назвать «покаявшейся», она просто «разочарована».
Сектантские методы
Последние дни французские граждане и депутаты требуют изъять из обращения марку с изображением Марианны, прообразом для которой послужила лидер Femen во Франции Инна Шевченко, а 19 февраля в исправительном суде Парижа состоится слушание по делу «сектремисток». В таких условиях депутат партии «Союз за народное движение» Жорж Фенеш (Georges Fenech) потребовал запрета движения из-за принятых в нем методов работы.
В понедельник он обратился к Межправительственной комиссии по борьбе с сектантством с просьбой «прояснить позицию комиссии по поводу этого движения и инициатив по борьбе против его недопустимого поведения, которое представляет собой посягательство на основополагающие ценности Республики». В частности речь может идти о «требовании роспуска ассоциации Femen по типу закона 1901 года». В настоящий момент Жорж Фенеш возглавляет депутатскую группу Национально собрания по вопросам сект. По его словам, Femen «использует сектантские методы»: грубые нарушения общественного порядка, разжигание ненависти к религиям и светскому государству, применение оружия (на прошлой неделе в российское посольство в Берлине полетела бутылка с зажигательной смесью), осквернение храмов, угрозы... Хотя такое «запугивание» и «физическое и моральное давление» «не преследуют целью контроль над людьми и получение денег», они все равно являются сектантскими методами, которые подробно описаны в законе от 12 июня 2001 года.