В конце Второй Мировой войны нацисты проводили исследования возможного применения малярийных комаров в качестве биологического оружия. Существовали планы распространения инфицированных малярийных комаров на вражеской территории, пишет биолог Клаус Рaйнхардт (Klaus Reinhardt) из Тюбингенского университета в издании Endeavour.
Глава СС Генрих Гиммлер (Heinrich Himmler) в 1941 году лично распорядился основать энтомологический институт на территории концентрационного лагеря Дахау. Гиммлер, по некоторым данным, сам страдал инсектофобией, но его вместе с тем очень интересовало исследование насекомых. Немецкие войска подвергались атакам вшей, являющихся переносчиками тифа. Концентрационному лагерю Нойенгамме грозила эпидемия тифа.
«Каждую вторую ночь давали кролика»
Историки ранее предполагали, что исследование насекомых проводилось в Дахау для защиты солдат от болезней и для борьбы с вредителями. На самом деле, нацисты разводили в Дахау малярийных комаров в огромном масштабе. «Женским особям каждую вторую ночь давали кролика, чтобы они могли сосать из него кровь», — писал задействованный тогда исследователь в письме своему другу. Приговоренный позднее к смерти лагерный врач Клаус Шиллинг (Claus Schilling) инфицировал и заключенных малярией.
Какую цель преследовали нацисты, до недавнего времени было неясно. «Тяжело в исследованиях в военной отрасли разделить оборонительные цели от наступательных», — пишет Рaйнхардт. Стратегия нападения может скрываться под прикрытием обороны. Так, нацисты боялись, что союзники могут прибегнуть к биологическому оружию. Но протоколы руководителя исследовательского института Эдуард Май (Eduard May) насторожили Райнхардта. Май писал об экспериментах с малярийными комарами: «Возможна транспортировка комаров от места разведения до места сброса». Сравнивая шансы на выживание двух видов комаров, он писал: «Для практического применения нужно задействовать вид А. maculipennis». Подобные формулировки говорят в пользу того, что Май знал о характере исследований и что они служили наступательными целям, и давал соответствующие рекомендации, пишет Рaйнхардт.
От эзотерики к биологии
Исследования проходили в условиях секретности, потому что Гитлер строжайшим образом запретил использование биологического оружия. «Они могли все делать только в небольших закрытых комнатках», — говорит Райнхардт. Но Гиммлер попытался обойти запрет. Его исследовательская программа была «странным смешением из неполных собственных знаний, личных страхов, эзотерический воззрений и серьезных опасений за своих солдат». «Это было смешное исследование по сравнению с биологическими знаниями союзников», говорил Райнхардт.
Весь спектр причин проведения биологических исследований нацистов остался неизвестным. При освобождении Дахау нацисты уничтожили много документов, другая часть попала в СССР или в американские архивы. Но насколько были ослеплены нацисты в то время, можно увидеть на примере некоторых деталей. Так, за 19 дней до освобождения Дахау американскими солдатами, Май сделал еще один заказ. Ему были нужны крысы.