Странно наблюдать, как патронирующая позиция Яака Урмета (см. его статью "Эстонцы и нелюди" - прим. ред.) в отношении славяноязычных (по его определению) жителей Эстонии смешивается с глубоким комплексом неполноценности.
Создавая свой материал, Урмет наверняка был искренен, так как у автора таких фраз другой возможности нет — комплекс неполноценности симулировать невозможно, тот, кто сам не думает об этом искренне, не может положить на бумагу такое бесконечное чувство вины и раскаяния за деяния и промахи эстонцев, столь тенденциозное толкование исторических событий.
У Урмета — страсть представить эстонцев первым в мире народом без национального чувства. То есть Эстония была бы свободной от эстонцев. Или от «массы эстонцев», как Урмет называет основную часть нашего народа.
Никто не стремился насильно превратить в эстонцев (преимущественно) русскоязычных иноземцев Эстонии. Здесь Урмет что-то путает — такая цель на самом деле была у Российской империи и Советского Союза, только в отношении нерусских. Ассимиляцию в Эстонии никогда не ставили целью, всего лишь — владение эстонским языком, ориентирование в эстонской культуре и понимание устремлений эстонцев. И участие в продвижении Эстонии. Это не ассимиляция, однако, поскольку Урмет, очевидно, отрицает право эстонцев на существование, то и это для него слишком.
Статья Урмета достойна сожаления в том смысле, что в своей риторике обесценивает значительную часть долгой и трудной работы, которая ведется уже более двадцати лет, чтобы уменьшить взаимное отчуждение эстонцев и живущих в Эстонии иноземцев, а также научиться понимать друг друга. Если оглянуться назад, вспомнить Интердвижение, ходатайства об автономии Северо-Востока и отношение к эстонскому языку как государственному, то мы ушли вперед гораздо дальше, чем замечаем.
Поскольку Яак Урмет пытается любой ценой нанести урон этой работе, следует думать, что ему этот медленный, но стабильный процесс сближения не нравится. Яак Урмет пишет о своем чувстве стыда, но речь идет все же о ненависти — о поднимающейся из глубины души вражды к эстонцам как к имеющему право на жизнь и требующему права на жизнь народу. Что для нашего выживания в качестве народа так же опасно, как агрессивность великих держав. Впрочем, свои Урметы есть у каждого народа, это статистическая неизбежность.
В статье Урмета упоминается Министерство обороны. Наша задача номер один — обеспечить, чтобы никто не смог отобрать у нас независимость Эстонии, чтобы мы смогли защитить себя от военного нападения как с помощью своей резервной армии, так и с помощью союзников, которая года от года становится все более ценным и сильным заделом в портфеле нашей безопасности. Также задача Министерства обороны — замечать и быть готовыми к атакам, которые происходят за пределами поля боя, к атакам, которые разрушают желание нашего народа защищать себя и его готовность постоять за себя.