Христиане посреди улицы линчуют мусульман. Дети, женщины подвергаются агрессии и убиению. Тысячи покидают свои дома, оставшиеся — на волоске от смерти. Голод, изнеможение, безысходность. Как назвать это место, если не страной кошмара и ужаса?
Речь идет о Центральноафриканской Республике. Еще совсем недавно она вошла в сферу особого внимания Турции. Эта страна оказалась в центре дискуссий с появлением информации о том, что Европейский союз обратился к Турции с просьбой о введении военного контингента.
Центральноафриканская Республика. Как следует из названия, она находится в самом сердце черного континента. До 1960 года это была французская колония. Прошло полвека с тех пор, как оккупанты покинули эту страну. Но в ней так и не был установлен мир.
ЦАР богата золотом и алмазами, однако по уровню жизни и бедности республика почти на самом дне. Причина состоит как в неспособности тех, кто захватил власть, обеспечить стабильность в этой стране, так и в переделе природной ренты между их сторонниками. С момента приобретения независимости ЦАР видела 8 переворотов.
Новый всплеск напряженности произошел в марте прошлого года, когда Мишель Джотодия осуществил переворот при поддержке вооруженной исламской группы «Селека». 50% населения страны — христиане, 15% — мусульмане. Остальные жители представляют местные верования. Свергнув Франсуа Бозизе, Джотодия стал первым мусульманским президентом страны.
Изначально во всех этих событиях отсутствовал какой-либо религиозный акцент. Однако Джотодии не удалось удержать контроль над отрядами «Селекии». Они спустились в столицу Банги с северо-запада страны и начали убивать и притеснять христиан.
Читайте также: Будущее Африки и Турция
Международное сообщество оказывало давление на нового президента, требуя обеспечить контроль над ополченцами. Но, не сумев установить порядок, в январе этого года Джотодия ушел в отставку. Временной главой государства стала Кэтрин Самба-Панза, мэр Банги.
Адвокат и защитница прав женщин, Самба-Панза будет готовить страну к выборам 2015 года. Обладает ли она силой, достаточной, чтобы положить конец насилию в стране? Это весьма спорно. С уходом мусульман для теперь уже христианских ополченцев «Анти-балака» («анти-мачете») не осталось никаких препятствий. Из чувства мести они стали нападать на мусульман. Недавно средь бела дня они линчевали и расчленили ополченца «Сенеки».
Количество человеческих потерь среди гражданского населения начиная с декабря прошлого года насчитывает более тысячи. Сотни тысяч человек, большинство из них мусульмане, бежали в соседние Чад и Камерун. Так как в торговле и животноводстве в большей степени доминируют мусульмане, в Банги резко подскочили цены, обострилась проблема нищеты и голода. Из-за разгула террора в этой стране также были перекрыты каналы гуманитарной помощи из соседних стран. Так, мир — на грани одной из крупнейших гуманитарных катастроф XXI века.
ООН и «Международная амнистия» бьют тревогу: происходит «чистка на этнической и религиозной почве». В регионе находится более 5 тысяч военнослужащих Африканского союза. Действия миротворцев, численность которых Франция решила увеличить до 2 тысяч, недостаточно эффективны в предотвращении насилия. От Европейского союза требуется больше военных. В этих условиях возникает информация о том, что ЕС просит поддержки у Турции.
Таким образом, существует опасность раздела ЦАР на мусульманский север и христианский юг. Нестабильность в регионе может оказать влияние на ближайшие страны, в частности Чад, Судан, Южный Судан, Уганду. В беспорядки могут быть вовлечены такие террористические организации, как «Аль-Каида» и «Боко харам».
Существует вероятность того, что в Европейский союз может бурным потоком хлынуть новая волна мигрантов. Сомневаясь и не принимая Турцию в ЕС в статусе полноправного члена, союз вспоминает об Анкаре, когда речь заходит о военной миссии.
Отправлять турецкие войска в страну кошмара или нет? С какой стороны не посмотри, это рискованное и сложное решение.