После произошедших в ночь на среду беспорядков в Киеве российское руководство направило гневные взоры на радикальные силы украинского протестного движения. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков и министр иностранных дел Сергей Лавров в характерных для них решительных высказываниях обвинили руководителей оппозиции и Запад в эскалации конфликта. Вместе с тем, они призвали этих же руководителей к поиску диалога с президентом Виктором Януковичем, чтобы остановить насилие.
Их сигнал направлен на российскую аудиторию. В течение нескольких месяцев государственные СМИ, в первую очередь, телевидение, сообщают о том, что протесты (они подаются как «массовые беспорядки») являются попыткой экстремистов совершить переворот при поддержке ЕС, США и НАТО. Во вторник вечером по государственному телевидению показывали кадры о проведении «антитеррористической операции» спецслужб против радикалов. Фигурировали исключительно сцены насилия по отношению к силовикам. Подобная подача материала подкрепляется высказываниями, например, Ирины Яровой, руководителя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции. В среду она заявила, что задача власти – остановить «воинствующих молодчиков», иначе жертв может стать еще больше.
Читайте также: Россия и Европа не в силах предотвратить гражданскую войну на Украине?
Сергей Марков, преданный Кремлю директор Института политических исследований, сказал, что если Янукович не подавит «мятеж», он будет «уничтожен» оппозицией. Марков нарисовал возможный сценарий развития событий на Украине. На Западе власть захватит вооруженная оппозиция, в Киеве у власти останется Янукович. В этом случае предстоят длительные переговоры с западными регионами страны о признании. Тем самым Марков недалеко ушел от сценария, представленного советником Путина Сергеем Глазьевым. Он также призвал Януковича к применению силы и предложил, чтобы западные регионы страны продолжили курс на интеграцию с ЕС, а восточные и южные вступили в Таможенный союз, где доминирует Москва. Некоторые подозревают, что дело может дойти до российской интервенции в «братскую страну», сопоставимую с событиями 2008 года в Грузии, и Россия поспешит на помощь Украине. Сторонники такого варианта указывают на некоторые признаки, говорящие о возможности такого развития событий. Так, в среду депутат Партии регионов Вадим Колесниченко призвал Москву к тому, чтобы она позаботилась о наведении порядка на Украине. А в региональном парламенте в Крыму депутат вызвал аплодисменты высказыванием о том, что полуостров, переданный в 1954 году Украинской ССР, необходимо вернуть России, если ситуация в стране не улучшится.
В российской элите широко распространено мнение о том, что Украина вообще существует только из-за распада Советского Союза (часто цитируются слова Путина о «крупнейшей геополитической катастрофе XX века»). Снова и снова представители государства и церкви подчеркивают наличие общих корней в Киевской Руси. Больше всего горюют по Крыму, где в Севастополе расположена база Черноморского флота РФ. Но мысли об интервенции нелегки. Россия окажется в изоляции, не сможет положиться даже на Китай. Могут последовать санкции. Решение вопросов, которые так волнуют Москву, например, отмена виз с ЕС, будет отодвинуто на долгое время. Возникнут огромные расходы не только в экономической сфере. Российские войска, вероятно, столкнутся с вооруженным сопротивлением и окажутся втянутыми в гражданскую войну. Возможно, Путин осуждает Януковича за то, что тот раньше не начал эффективное подавление протестного движения в стране. Но открытое вмешательство кажется ему слишком рискованным. К тому же Украина остается и без того зависимой от Москвы, о чем она постоянно напоминает Киеву, указывая на миллиардные платежи по газу, обещания кредитов. А потом она замораживает или затрудняет транспортировку украинских товаров на границе.
Политолог Федор Лукьянов написал в среду, что «идеальный сценарий заключался бы в том, чтобы Россия и Евросоюз договорились о неформальном протекторате, который гарантировал бы сохранение Украины в ее нынешних границах и взял на себя ответственность, с которой не справилась провалившаяся национальная элита». Но, к сожалению, «наиболее вероятен другой сценарий: Россия и Запад обвинят друг друга в украинском обострении и начнут баталию «по доверенности».