Хорошая новость состоит в том, что товарооборот между тремя членами Таможенного союза увеличился в три с лишним раза. Плохая новость заключается в том, что все это может привести к дефициту кружевных бюстгальтеров в России и у ее соседей, а возможно, и к новой холодной войне.
Это довольно легкомысленное предисловие к серьезной теме. Мечта Путина о создании Евразийского союза, призванного стать обширным торгово-политическим объединением, простирающимся от Китая до границ ЕС, начала оформляться в 2010 году, когда был создан Таможенный союз, связавший зоной свободной торговли Россию, Казахстан и Белоруссию.
Небрежно сформулированный регламент Таможенного союза о гигроскопичности искусственных материалов спровоцировал яркие протесты любительниц кружевного белья в казахстанском городе Алма-Ата. Эксперты предупреждают, что если в регламент до 1 июля не будут внесены изменения, 90% находящегося на складах Таможенного союза женского белья может быть уничтожено.
Однако Путин планирует к 2015 году превратить Таможенный союз в «мощное наднациональное объединение» суверенных государств по типу Евросоюза, которое объединит экономики, правовые системы, таможенные службы и армии его членов, создав мост между Европой и Азией, а также конкуренцию ЕС, США и Китаю.
Хотя Путин назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой 20-го века», он отрицает, что стремится к его возрождению. Но Запад в этом не уверен. Бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала Евразийский союз «шагом по ре-советизации» региона, добавив при этом весьма зловеще: «Мы знаем, какова его цель».
Читайте также: Присоеденится ли Турция к Таможенному союзу?
Каковы бы ни были конечные устремления Путина, евразийский торговый блок будет обладать значительным весом и влиянием. В трех странах-членах сегодняшнего Таможенного союза проживает примерно 165 миллионов человек, а их совокупный ВВП составляет около 2,3 триллиона долларов. В будущем годы в него вступит Киргизия, а также Армения (большинство обозревателей полагают, что это решение Ереван принял после того, как Кремль "выкрутил ему руки").
Но другие страны региона убедить не удалось. Азербайджан и Молдавия, соблазняемые Евросоюзом, желания вступить в это объединение не проявляют. То же самое можно сказать об Узбекистане, Туркмении и Таджикистане. Грузия в 2008 году воевала с Россией, и поэтому она проявляет еще большую настороженность. А Украина, которую сотрясают протесты с тех самых пор, как ее президент в конце прошлого года отказался подписывать торговый пакт с ЕС, вряд ли захочет вступать в любой союз, где главенствует Москва.
Многие аналитики сомневаются в том, что давление со стороны Кремля, пусть даже самое мощное, заставит некоторые из этих стран присоединиться к Таможенному союзу. У остальных возникают вопросы по поводу целесообразности вступления и связанных с финансовыми стимулами издержек от экономического и политического партнерства России с диктаторской Белоруссией, испытывающей дефицит денежных средств. Кроме того, нет уверенности в том, что сами русские готовы приветствовать каждого в составе Таможенного союза в его окончательном виде — ведь это может повлечь за собой наплыв рабочих-мигрантов.
«Евразийский проект - это мираж постсоветского архипелага, в котором авторитарные лидеры используют друг друга для сохранения собственной власти», — написала недавно автор книги «Россия Путина» Лилия Шевцова. Экономист Андерс Аслунд (Anders Aslund) пошел еще дальше, назвав грандиозный путинский план «неоимпериалистической дырой», в которую все глубже закапывается Россия.
Судя по всему, запрет на синтетическое белье - это только начало.