Правящей элите не надо волноваться, когда в стране все благополучно — народ сыт, обут и одет. Проблемы начинаются, когда заканчивается эпоха «сытых коров» и людям приходится потуже затягивать ремни.
Тяжелые времена наступают, когда государство угнетает своих граждан, игнорирует их законные требования, лишает их основных прав и свобод. Тогда насилие выплескивается на улицы городов и начинаются трагедии. Насилие порождает насилие.
Это видно сейчас на примере двух столиц — Каракаса и Киева, где на улицах проливается кровь ни в чем не повинных людей.
В последние дни не сходят с первых страниц ведущих мировых газет и журналов протестные акции в Венесуэле и на Украине, переросшие в братоубийственную войну.
Нет ни одной страны в Латинской Америке, где бы с ужасом не взирали на жестокие убийства граждан, будь то на Украине или в Венесуэле.
Никто не хочет иметь рядом с собой страну, где развязана гражданская война, которая не может принести никакой пользы, кроме несчастья и нищеты.
Взгляните на Венесуэлу — богатейшую нефтяную страну в мире, где уничтожена экономика, уровень инфляции достигает 50%, национальная валюта — боливар — постоянно обесценивается. С прилавков магазинов исчезли продукты питания, лекарства. Венесуэльское правительство, несмотря на высокие цены на нефть не может решить проблему всеобщего дефицита товаров и всячески ограничивает права своих граждан. Но ни одна власть в мире не способна отнять у народа его главное качество — достоинство.
Студенческая молодежь, вышедшая на улицы венесуэльских городов, требует справедливости и равных возможностей для всех, а и не только для властей предержащих.
Доведенная до отчаяния молодежь понимает, что ей нечего бояться, так как у нее украли и настоящее и будущее.
Николас Мадуро должен всегда помнить, что он никогда не будет обладать той харизмой, которая была у Уго Чавеса. Во-вторых, он не должен забывать, что на выборах получил лишь 51% голосов избирателей. Почти половина населения страны была против него.
В настоящее время из-за допущенных ошибок, в первую очередь экономических, его популярность падает даже среди его сторонников.
И последнее.
Мадуро, не будучи никогда военным, пытается милитаризировать страну.
Президент Венесуэлы направо и налево раздает высокие государственные посты лояльным ему генералам и офицерам вооруженных сил.
Но не надо забывать о том, что мир пока еще не избавился от интриг и предательств. Не исключено, что однажды может настать день, когда лояльные военные, увидев ошибочность проводимой политики, захотят взять власть в свои руки. В истории Венесуэлы было немало примеров, когда военные становились во главе государства.
Арест одного из радикальных лидеров венесуэльской оппозиции Леопольдо Лопеса, возглавляющего движение «Народная воля», лишь мифологизировал его и сделал национальным героем. У него появился неплохой шанс выставить свою кандидатуру на будущих президентских выборах. Возможно, в этом кроется причина молчания Энрике Каприлеса, кандидатура которого была выдвинута оппозицией на прошедших в 2013 году президентских выборах. Опасаясь конкурента, он никак не реагировал на арест Лопеса и не высказывал ему своей поддержки до последнего дня.
Следует отметить, что многие венесуэльские политики, начиная с Ромуло Бетанкура (1959-1964) и заканчивая Уго Чавесом (1999-2013), смогли занять президентское кресло во дворце Мирафлорес лишь после того как побывали в тюрьме в качестве политических заключенных.
У Украины другая история. Она всегда была разделена на два противоположных лагеря. Западная часть Украины всегда тяготела к австровенграм и западной культуре, в то время как восточная часть Украины была более близкой к России.
Несмотря на то, что нынешний президент Украины Виктор Янукович стал инициатором проведения репрессий, это было бы невозможно сделать без одобрения всемогущего президента России Владимира Путина, именно ему отводится роль интеллектуального и побуждающего участника.
Не меньшая ответственность за трагические события на Украине ложится и на Евросоюз, который в ходе переговоров по соглашению об ассоциации потребовал от Киева заранее невыполнимых уступок. Таким образом, у Путина оказалось широкое поле для маневра, и он тут же не преминул этим воспользоваться.
Российский президент сначала предоставил Украине материальную помощь, а затем стал выдвигать условия.
Следует напомнить, что антиправительственные выступления на Украине начались в ноябре прошлого года, когда Янукович отказался от идеи заключения соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В декабре 2013 года Кремль в качестве награды выделил Киеву 15 миллиардов долларов, а также значительно снизил цены на природный газ, поставляемый на Украину.
Это вызвало недовольство у определенной части украинского народа, в Киеве начались акции протеста с требованиями отставки украинского правительства.
С экономической точки зрения дела на Украине не были уж так плохи, и страна переживала не самые худшие свои времена. Причиной массового недовольства народа стала массовая коррупция в высших эшелонах власти и отсутствие свобод.
Начиная с 2014 года, радикально настроенные экстремисты, как с той, так и с другой стороны стали поникать в ряды протестующих. Протестные акции переросли в вооруженное противостояние — погибли 75 человек.
Владимир Путин и руководство Евросоюза направили в Киев посредников с задачей умиротворения противоборствующих сторон и поиска путей выхода из кровавого конфликта. Согласие Януковича на проведение досрочных президентских выборов сразу после принятия новой Конституции Украины, но не позднее декабря 2014 года разрядит обстановку на Украине, но не надо забывать, что сейчас в стране нет ни одного кандидата на высший государственный пост, который бы пользовался поддержкой большинства народа.
В сложившейся ситуации Россия не исключает возможности присоединения Крыма, который Никита Хрущев в 1959 году отдал Украине. До сих пор остается непонятным, какие основания были у него для столь серьезного шага.
С другой стороны Европа получила шанс противостоять Путину и показать мировой общественности, что республики, некогда входившие в состав СССР — суверенны и независимы.
Посмотрим, как будут в будущем развиваться отношения между Россией и Украиной.
Возможно, что кровь была пролита не напрасно. Хотя, честно говоря, я в это не особо верю.