Вчерашние новости с Украины оказались ужасающими. На улицах Киева бойцы правительственных служб безопасности застрелили десятки протестующих. Начались разговоры о гражданской войне.
Сегодняшний день принес нам некоторую надежду на улучшение ситуации. Трое посредников из числа представителей Евросоюза объявили о том, что президенту и оппозиции удалось заключить соглашение, которое может помочь стране выйти из состояния кризиса. Тем временем многие члены правящей партии Януковича покинули здание парламента, передав свои полномочия членам оппозиции, которые немедленно начали проводить в жизнь свою собственную политику.
Надеюсь, все закончится хорошо. Тем не менее, должен признаться, я все же придерживаюсь скептической точки зрения, поскольку многие протестующие, вероятнее всего, откажутся принять соглашение, согласно которому Янукович пока будет оставаться у власти в стране. Однако сейчас президент оказался в таком положении, в котором он вынужден защищаться, а его сторонники его покидают.
Но разве можно назвать этот рассказ полным? Вряд ли. Несколько недель назад двое репортеров Reuters опубликовали доклад, в котором говорится о региональном разделении Украины. В городе Львове на западе страны они обнаружили множество людей, которые всем сердцем поддерживают антиправительственные протесты и которые хотят видеть Украину членом западного лагеря. Однако в родном городе Януковича, в Донецке, репортеры познакомились со сталелитейщиком по имени Виктор Чернов, который назвал беспорядки в Киеве «позором». «Если они продолжатся еще две недели, — продолжил Чернов, — у нас не будет пенсий, зарплат, и все экономика рухнет». Там же они встретили Татьяну Орехову, профессора экономики из Донецкого государственного университета: «Сейчас нам нужно взять паузу и найти компромисс, который поможет нам сбалансировать наши связи с Европой и Россией… Нам нужны оба эти рынка, а лозунги протестующих не дают нам никаких ответов».
Возможно, Чернов и Орехова плохо информированы, или они являются представителями упрямого, не обладающего никаким влиянием меньшинства, или им платит Путин. Но лично я в этом сомневаюсь. То, что Украина имеет тесные торговые связи как с Европой, так и с Россией, это объективная реальность: 60% объема торговли Украины приходится на торговлю с бывшими республиками Советского Союза, и большую часть ее экспорта производят на промышленном востоке страны. Многие жители восточной части Украины имеют тесные личные связи с Россией и другими бывшими территориями СССР. Они очень далеки от Европы. А что касается коррупции, разве оппозиция от нее застрахована?
В 2010 году большинство украинцев на президентских выборах проголосовало за Януковича. (Он набрал 49% голосов, тогда как его главный противник, Юлия Тимошенко, набрала 45%.) Его политическая машина, Партия регионов, сумела повысить уровень поддержки среди населения и одержать победу на парламентских выборах в 2012 году. Возможно, те, кто тогда поддержал президента Януковича, больше его не поддерживают — особенно сейчас, когда он продемонстрировал готовность убивать своих соотечественников. Есть множество свидетельств того, что легитимность его власти с каждым днем становится все слабее.
Однако его партия никуда не денется, даже если Янукович покинет сцену. Это объясняется тем, что она имеет очень глубокие корни на востоке страны. Украинцы, которые когда-то голосовали за Януковича, тоже никуда не исчезнут, и я сомневаюсь в том, что они разделяют точку зрения протестующих в центре Киева. Результаты опроса, опубликованные ранее в феврале влиятельным исследовательским центром SOCIS, показали, что у Януковича до сих пор самый высокий рейтинг среди потенциальных претендентов на президентский пост (приблизительно 21%). Тем не менее, объединенные силы оппозиции все же смогут одержать над ним верх (при условии, что они сумеют договориться об общем кандидате, что вряд ли возможно, учитывая раздробленность украинской оппозиции). В течение многих лет кандидаты в президенты с востока могли рассчитывать на поддержку ключевых 30-40% украинского электората. Сомневаюсь, что в этом смысле что-то изменится, даже если Янукович покинет свой пост (чего лично мне очень хотелось бы — это помогло бы избавить людей от множества переживаний).
Некоторые обозреватели утверждают, что разделение Украины на запад и восток — это преувеличение и чрезмерное упрощение. По их мнению, украинцы едины в своем желании одержать победу над коррупцией и авторитаризмом, воплощением которых стал президент страны. Согласно этой точке зрения, украинский народ единодушен в своем противостоянии высокомерию одного человека — Януковича. Согласно этой логике, тот факт, что жители украинского востока не вышли на улицы городов и не выступили в его защиту, означает, что они выразили молчаливую солидарность с силами оппозиции и ее действиями. (На самом деле, они выходили на улицы и поддерживали Януковича: на фотографии изображены участники демонстраций, которые прошли в Донецке в декабре. Но не в этом дело.)
Если эта точка зрения верна, уход Януковича должен решить все проблемы. Как только он покинет свой пост, Украина сможет немедленно двинуться по направлению к распростертым объятиям Европы. Коррупция испарится сама собой. А те украинцы, которые хотели сохранить тесные связи с Россией, спокойно со всем согласятся. И все будет хорошо.
Но это лишь фантазии. Правда заключается в том, что украинцы придерживаются противоположных взглядов на будущее своей страны и эти взгляды во многом зависят от того, в какой части Украины они родились. И учитывая то, что на эти взгляды оказывают мощное влияние геополитика, язык и экономика, эти разногласия не являются чем-то мимолетным: они имеют очень глубокие корни. То, что жители восточной части Украины не вышли на улицы городов и не встали на защиту правительства, имеет такое же значение, как и тот факт, что никсоновское «молчаливое большинство» возмущенных консерваторов в США не вышли на демонстрации против радикалов в 1960-е годы.
Подчеркивая эти противоречия, я не пытаюсь поставить под сомнение жизнеспособность Украины как государства. Это также не означает, что Украину необходимо поделить на части. Она вполне способна существовать в таком виде и дальше, если ей удастся найти институциональные рамки, которые будут учитывать ее политическое разнообразие — вместо того чтобы периодически погружаться в состояние кризиса, как она делала это последние 15 лет.
Тем не менее, региональное разделение Украины означает, что мы должны рассматривать вероятность гражданского конфликта как вполне возможный сценарий развития ситуации. Репортеры в Киеве уже неоднократно писали о подъеме квази-военных «отрядов самообороны» среди протестующих. Но при этом никто не обратил внимания на то, что подобные паравоенные группировки возникают и на востоке страны. Как показано на карте, составленной политическим обозревателем Сергеем Горбачевым, политическая машина Януковича упорно занимается формированием «отрядов милиции» на всей территории востока страны, и порой эти отряды непосредственно связаны с местными преступными группировками. В этом контексте можно привести в пример одно русскоязычное интервью, которое дал бывший заключенный, занимающийся набором людей в отряд милиции в поддержку Януковича в восточном городе Харьков. Он не говорит, сколько людей в его новом отряде, но он откровенно рассказывает о его главной задаче: «Я готовлю своих людей и свой народ к войне».
(Кстати, именно подобного рода инициативы Россия с радостью использовала в своих собственных целях в других частях бывшего Советского Союза: она воспользовалась конфликтами, чтобы установить в Грузии и Молдове сепаратистские территории, с радостью исполняющие приказы Москвы.)
В любом случае, признание существующего разделения, вместо его отрицания, является первым шагом на пути к эффективным реформам. Я очень рад слышать, что в Киеве снова заговорили о необходимости проведения конституционных реформ и что многие представители политической элиты страны согласны с тем, что им нужна новая система. (Как я уже писал, основной задачей любой подобной реформы должно стать ограничение полномочий президента и расширение полномочий парламента.) Вера в миф о национальном единстве наперекор фактам — это дорога, которая ведет в никуда.