Попытайтесь вглядеться в свое изображение в зеркале, и мы обещаем вам, что, прежде, чем вы закончите, узнаете себя глубже и лучше. Для начала вы поймете, что у вас несколько лиц. Тереса Баро (Teresa Baró), эксперт в области межличностного общения, пишет в своем «Руководстве по невербальному общению» (La gran guía del lenguaje no verbal), что у вас разное выражение лица, когда вы один дома, в кругу семьи, на работе, на собрании трудового коллектива или в баре. «Когда ты встаешь утром, то выбираешь себе одежду в соответствии с родом деятельности. Представь себя в костюме. В большинстве случаев, хотя и подсознательно, — пишет Баро, — ты подбираешь к нему соответствующее выражение лица». Психологи прекрасно умеют распознавать общественное лицо. Все мы осознанно или нет выбираем то или иное выражение лица для каждой коммуникативной ситуации. Все стараются не улыбаться, например, в траурном зале, или когда друг рассказывает вам какую-нибудь грустную историю. Мы выказываем или скрываем наши чувства в зависимости от каждой конкретной ситуации.
Склонны ли мы ко лжи? Баро дает на это однозначно отрицательный ответ: «Социализация личности требует, чтобы мы скрывали те чувства, которые не можем сдержать, поступать так, как, по нашему мнению, другие ожидают, чтобы мы поступили. Это вопрос выживания». Более того, она уверяет, что в противном случае жизнь в обществе может стать невыносимой. Врожденная тяга к приспособлению воспитывает в нас выразительность, формирует общественное лицо. Выражение лица показывает степень дипломатичности человека. Правильное выражение лица способствует нормальному общению, но не всегда нужно скрывать чувства. Тереса Баро подчеркивает, что порой стоит нарушить эту модель поведения: когда мы хотим выразить несогласие или искренне и по-настоящему хотим сблизиться с человеком. Время от времени надо сбрасывать маску.
«Лицо представляет своего рода автобиографию», — утверждает Роуз Роузтри (Rose Rosetree), автор книги «Прочитать лицо» (Leer el rostro). Она пишет, что однажды Авраам Линкольн отказался взять на работу к себе в администрацию человека, заявив: «Мне не нравится его лицо». Советник президента озадаченно возразил, что человек не несет ответственности за свое лицо, на что Линкольн ему ответил: «Любой, кому исполнилось 40 лет, несет ответственность за свое лицо». И был прав.
После 40 лет наше лицо приобретает то выражение, которого мы заслуживаем. «Эксперты в области морфопсихологии утверждают, что под воздействием генетической наследственности наше лицо приобретает определенные черты, отражая нашу суть, взгляды и чувства», — поясняет Баро. То есть, если человек по своей натуре серьезен, то по достижении зрелости морщины на его лице будут устремлены вниз, придавая ему несколько печальное выражение. Их еще называют «складками скорби». Баро отмечает, что морщины являются следствием повторяющихся мышечных движений, а также неизменного выражения лица. «Именно поэтому столь верно выражение о том, что лицо есть зеркало души».
Наблюдая лицо человека, мы получаем много информации: его душевное состояние, намерения, эмоции. Как считает заведующий кафедрой психиатрии Энрике Рохас (Enrique Rojas), лицо отражает всю сущность человека. Поэтому так важно уметь контролировать выражение собственного лица и научиться правильно читать то, что написано на лицах других. «Умение читать лицо делает человека более могущественным, потому что знание — это власть», — считает Роузтри.
Чтение лица, строго говоря, практикуется вот уже многие тысячелетия. 2500 лет назад в Китае, еще до Конфуция, чтение лица было профессией. В те же времена Пифагор начал в Древней Греции разработку физиогномики. Принято считать, что он выбирал учеников, исходя из внешних данных, как выражения лица, так и строения всего тела. Благодаря исследованиям американского психолога Альберта Мерабяна (Albert Mehrabian), мы знаем, степень влияния слова на окружающих составляет лишь 7%. Важность невербального общения, тем не менее, достигает 55%. И вот тут-то лицо имеет главнейшее значение. Один лишь жест может свести на нет длинный доклад, полный веских аргументов. Следует помнить о том, что две самые выразительные зоны находятся вокруг рта и глаз.
Начнем со рта. Смех и улыбка оказывают чрезвычайно важное влияние, считает Тереса Баро. «Они создают атмосферу радости. Когда в человеческом коллективе улыбаются все его члены, это создает общее настроение, общее восприятие окружающего мира». Кроме того, оказывает успокаивающее действие в стрессовых ситуациях. Но улыбка улыбке рознь. Есть улыбки искренние, непосредственные, когда поднимаются уголки рта, обнажаются зубы, а вокруг глаз образуются морщинки. Баро указывает на то, что глаза играют важнейшую роль в улыбке. «Люди улыбаются глазами», — уверяет она.
Специалисты в области общения указывают на то, что, хотя многие взрослые вроде бы об этом и забыли, но смех является одним из лучших способов установления общения в профессиональной или социальной среде. При этом неуместный или излишний смех может оказать отрицательное воздействие, создав впечатление безответственности. Интересно, что в ряде исследований отмечается, что женщины смеются больше мужчин. Почему? «В обществе господствует мнение о том, что женщинам в большей степени позволено выражать свои чувства, — поясняет Баро, указывая при этом, что, помимо коммуникативного эффекта, смех еще и полезен. — Он способствует выработке антител, снижает уровень холестерина и стимулирует высвобождение эндорфинов. В эмоциональном плане помогает преодолеть стресс, страх и подавленность». Не зря в народе говорят, что смех все излечивает.
И все же самая выразительная часть лица — глаза, считает Джо Наварро (Joe Navarro), в течение 25 проработавший в отделе контрразведки ФБР. «Глаза могут в наибольшей степени отражать наши чувства, поскольку управлять мы ими почти не можем». Например, когда мы смотрим на что-то, что нам нравится, наши зрачки расширяются, и наоборот. Улыбка, взгляд или наморщенный лоб — все трудноуловимые признаки, но они работают. В книге «Язык тела» (El cuerpo habla) бывший агент рассказывает, как однажды они установили соучастников преступника благодаря сокращению зрачков допрашиваемого, которому показали ряд фотографий: когда он увидел лица своих соучастников, его зрачки бессознательно сократились, и он слегка прищурил глаза. Этого единственного свидетельства было достаточно, чтобы установить злоумышленников.
Кроме того, взгляд играет решающую роль в управлении коммуникационными потоками. Чтобы завязать разговор, мы сначала стараемся установить визуальный контакт. Если человек отводит глаза, это явный признак отказа. Взгляд может нести в себе множество значений. Во время бесед, например, он служит для определения очередности выступлений. На основе анализа взглядов мы также можем понять, какие отношения существуют между собеседниками. «Например, люди более высокого статуса меньше смотрят на тех, у кого статус ниже, — указывает автор — Руководства по невербальному общению». Точно так же взгляд может свидетельствовать и о личных качествах: общительные и уверенные в себе люди больше смотрят в глаза другим и могут дольше выдерживать взгляд. Неуверенные и робкие обычно вскоре его отводят. Кроме того, движения глаз указывают на ход мыслей. «Если взгляд движется вправо, значит, в мозгу человека зарождаются новые мысли, создаются некие образы; если же влево, значит он погружен в воспоминания», — отмечает Баро.
Умение распознать то, что скрывают различные выражения лица, имеет большую ценность как для личных, так и производственных отношений. Благодаря этой информации, можно управлять процессом общения. Баро сожалеет, что в нашем обществе большее значение придается словам, а не невербальному общению. «Этому нас учили в школе. Мы по своей природе весьма эмоциональны, но используем эту эмоциональность менее осознанно и более непринужденно».
Сейчас, как никогда, мы живем в мире, где люди скрывают свои лица за масками. «Интернет и социальные сети — это огромное пространство масок, прозвищ, где чувства упрощаются до уровня смайликов, а отношения теряют человеческое наполнение». Так считает французский социолог и антрополог Давид Ле Бретон (David Le Breton), один из авторов книги «Лики» (Rostros). Тереса Баро, наоборот, видит в новых технологиях как преимущества, так и недостатки. «Все больше людей предпочитают сидеть у монитора, и все меньше способны к живому общению. Но верно также и то, что все большей популярностью пользуются видеомосты, где все зависит от выражения лица на экране. Оно приобретает большее значение, чем при непосредственной встрече собеседников». В любом случае необходимо отметить, что даже в чатах люди больше доверяют собеседнику, если вывешивает свое фото.
Интернет — это не только маски, прозвища, но также и пластическая хирургия. «Пластическая операция, возможно, сделает тебя моложе, но значительно уменьшит выразительность, — считает Баро. — Получается совершенно другое лицо, с другими чертами. Если, скажем, ты делаешь инъекцию ботокса в область глаз, то уже не сможешь смеяться с прежней выразительностью». Но кто-то выступает в поддержку пластических операций. Итальянский хирург Энрико Энци (Enrico Enzi) считает, что, закачав ботокс в переносицу, можно вывести человека из депрессии, поскольку он не сможет морщить лоб, а ведь именно эта зона выражает обеспокоенность и уныние.
Одними из тех, кто лучше всех умеет читать лица, являются портретисты. Но и они, и эксперты в области невербального общения постоянно предупреждают об опасности первого впечатления и призывают не судить о человеке по его лицу. «У нас есть предрассудки, предвзятые мнения о людях, и мы всегда будем стремиться найти подтверждение этому в их лицах», — признается художник Туллио Периколи (Tullio Pericoli) в книге «Душа лица» (El alma del rostro). Главное правило морфопсихологии — науки о взаимосвязи между лицом и мозгом — заключается в том, чтобы «понять, а не давать оценки».