Насколько сильно перемещения людей могут влиять на человеческие сообщества, всего несколько дней назад наглядно продемонстрировали швейцарцы. Хотя сами они проживают на очень небольшой территории и говорят при этом аж на четырех языках, они проголосовали против свободного притока мигрантов в их страну.
Страх перед пришествием иноземцев представляется антропологическим рефлексом на тот факт, что история Homo sapiens является сплошной последовательностью перемещений в пространстве. То, что убийственный тезис, что на свете есть «чистокровные народы», является гротескной химерой, генетика давно уже доказала. Племена, народы и нации являются культурными элементами. Но люди, которые являются частью этих элементов, могут иметь совершенно разное происхождение.
Группа британских и немецких исследователей издала даже «Атлас перемешивания в истории человечества» (Atlas of Human Admixture History). В специализированном журнале «Science» («Наука») семеро ученых во главе с генетиком Гарреттом Хелленталем (Garrett Hellenthal) представили свой метод «Скиталец» («Globetrotter») и его удивительные результаты. Этот метод объединяет в себе генетический и статистический анализ геномов в общей сложности 1490 человек из 95 популяций. Ученые исходят из того, что при смешении различных генных пулов можно не только однозначно выявить следы характерных ДНК, но при этом еще и выяснить, когда и в каком направлении передавалась генетическая информация.
Африканские рабы распространились по всему миру
То, что за минувшие 4500 лет (около 160 поколений) важную роль иногда играли случайности – например, когда какой-нибудь работорговец сбивался с пути или когда рабов продавали на другие континенты – совершенно понятно. Однако в то же время Хелленталь сотоварищи представили и такие результаты исследования, которые совершенно противоречат традиционным представлениям об истории.
Так, геномы представителей сегодняшних центрально-американских племен майя представляют собой смесь из испанских, западно-африканских и индейских ДНК, которые перемешались между собой в середине XVII века. То, что этот временной отрезок довольно поздний (испанские колонизаторы появились в Новом Свете сотней лет раньше), говорит об историческом контексте. Лишь в XVII веке индейское население, количество которого резко сократилось в результате войн и эпидемий, несколько восстановилось. А кроме того, последствия работорговли, в результате чего многочисленные африканцы попали в Америку, стали к этому времени отчетливо заметны.
Другое существенное генное перемещение из экваториальной Африки в средиземноморское пространство, по словам исследователей, наблюдалось между IX и XVIII веками. Причиной тому они считают торговлю мусульманскими рабами, которая, по мнению некоторых историков, была еще более обширной, чем между Европой и Новым Светом. К тому же до арабских завоеваний наблюдалась гораздо менее интенсивная миграция в Марокко. А несколько раньше, в первом тысячелетии нашей эры, греки получили значительную «порцию» генетического материала из северных широт. Весьма велика также вероятность того, что к ним примешались также и гены славян, которые заселили Балканский полуостров. Другими «поставщиками» ДНК были, вероятно, кочевники из Средней Азии (гунны, авары, предшественники болгар, венгры), а также кельтско-германские племена позднего античного периода. Однако если учесть, что в те времена случались набеги скандинавских варягов с территории современной России, то нетрудно догадаться, что генетико-статистическая база для доказательства исторических связей имеется в избытке.
Монголы повлияли на турок
То же касается и племени Калаш в пакистанском Гиндукуше. Члены этого племени выглядят вполне по-европейски, что вызывает восхищение и удивление туристов и антропологов. Согласно местной легенде, они являются потомками воинов Александра Македонского, поход которого по территории современного Пакистана состоялся между 327-м и 326-м годом до нашей эры.
Генетическая база подтверждает эту версию. Но указанное время генетического смешения между 990-м и 210-м годом до нашей эры, допускает и другие ответы на этот вопрос. Так, греческие наемники служили, начиная с V века до н.э. в Персии, а в III веке до н. э. афганские короли-потомки греков завоевали значительную территорию на севере Индии.
Генетическим «плавильным котлом» поистине глобального масштаба стала сложившаяся в XIII и XIV веках Монгольская империя, протянувшаяся от Месопотамии до Китая. К этому добавились масштабные насильственные переселения, связанные с уничтожением правящих элит в отдельных регионах, которые также не могли не оставить свой след в структуре ДНК современных турок.
«ДНК способна дать ответы на различные загадки истории и пролить свет на прошлое человечества, — пишет соавтор исследования Саймон Майерс (Simon Myers) из университета Оксфорда. — Поскольку мы пользуемся исключительно генетическими данными, наше исследование дает информацию, независимую от других источников». Это может, однако, дать повод историкам заявить, что они уже давно пришли к аналогичным выводам, что и авторы «Атласа перемешивания в истории человечества». Человечество — это, в сущности, сборище кочевников.