С точки зрения Владимира Путина, внешняя политика Москвы в последнее время была во многом удачной. Путину удавалось препятствовать решительным действиям Запада в отношении Сирии в течение трех лет, и его клиент Башар Асад все еще находится у власти в стране. Столкнувшись с вето России в Совбезе ООН, доктрина ответственности и интервенций по гуманитарным соображениям оказалась отодвинутой на задний план.
В течение довольно короткого промежутка времени казалось, что России удалось достичь еще одной цели — помешать интеграции Украины с Евросоюзом и подтолкнуть эту страну к вступлению в ее Евразийский союз, ставший ключевой составляющей попыток Путина воссоединить в рамках политического и экономического блока как можно больше бывших республик Советского Союза.
Между тем, сегодня, когда должна состояться церемония закрытия Олимпийских игр в Сочи, не стоит игнорировать тот факт, что в своих недавних махинациях на Украине Путин, по всей видимости, допустил промах. Его союзник, президент Янукович, которого он пытался соблазнить дешевым газом и финансовой помощью в размере 15 миллиардов долларов, оказался в безвыходном положении после того, как он приказал разогнать протестующих на Майдане, в результате чего погибли 77 человек.
На фоне трагедии, разыгравшейся в последние несколько дней, и в условиях назревающей революции стоит соблюдать крайнюю осторожность, говоря о будущем Украины. В прошлом у этой страны уже был опыт революций, которые не принесли никакой политической стабильности. Недавние революции арабской весны показали всему миру, что взятые штурмом дворцы, заполненные людьми площади, отсутствие полиции и опьяняющий дух освобождения от прежнего режима вовсе необязательно принесут с собой установление более совершенных политических систем — по крайне мере, в краткосрочной перспективе.
Очевидно то, что неудачная попытка Москвы поддержать Януковича в пятницу, 21 февраля, сделала его крайне уязвимым даже среди его сторонников из его собственной Партии регионов, в результате чего уже на следующий день начали звучать разговоры об импичменте. Вслед за подписанием соглашения о временном перемирии между лидерами оппозиции и Януковичем парламент страны нанес ряд довольно унизительных ударов президенту, который уже был вынужден согласиться на возвращение к конституции 2004 года, ограничивающей власть президента.
Парламент в спешном порядке одобрил отставку министра внутренних дел, который стоит за жестоким подавлением протестов на Майдане. Он также одобрил выплату компенсаций всем раненым на Майдане и освобождение Юлии Тимошенко, бывшего премьер-министра Украины и главного соперника Януковича. Среди проголосовавших за эти законы оказались члены собственной партии Януковича, что свидетельствует об ослаблении его влияния. К полудню субботы, 22 февраля, на специальном пленарном заседании подавляющее большинство членов парламента проголосовали за снятие Януковича с поста президента, несмотря на то, что в этот момент он находился в Харькове, собирая базу поддержки и обвиняя своих оппонентов в том, что они «нацисты», стоящие за государственным переворотом.
Все это лишь осложнило процесс выхода Украины из кризиса. Несмотря на то, что в последнее время многие говорят о различиях между украиноязычным и в большинстве своем католическим западом страны и промышленным и русскоязычным востоком, а также о том, что запад страны тянется к Европе, а восток — к Москве, политическое недовольство Украины имеет гораздо более глубокие и запутанные корни. Возмущение в связи с системной коррупцией и непотизмом, недоступностью газовых субсидий и хроническим неравенством не ограничивается только западом и центром страны. Реальность заключается в том, что значение термина «проевропейский» в контексте недавних политических событий на Украине вовсе необязательно является конкретным и даже реалистичным.
Этот термин используется в качестве удобного эвфемизма, обозначающего все то, чего недостает правительству Януковича: он включает в себя идеи диктатуры закона, справедливого общества, где все богатство страны не расходится между представителями близкого круга президента, включая сына его дантиста, а также идеи политических свобод и правовой подотчетности.
Этот термин также подразумевает отрицание автократической системы, созданной по модели путинской «нелиберальной демократии» — как некоторые ее называют, чьими неотъемлемыми чертами стали клептократия, нетерпимость и наступление на свободу слова.
Именно это и стало самой примечательной особенностью соглашения, заключенного между президентом и оппозицией, и голосований в парламенте: всеобщее признание того, что те черты украинской политической системы, которые были позаимствованы у России, необходимо искоренить.
Тем не менее, на пути Украины остается еще множество препятствий. Особенностью кризиса на Украине стало то, что протесты и насилие превратились в неотъемлемую составляющую процесса ведения политических переговоров: это стало своего рода циклом, в котором за жестокими столкновениями следуют переговоры и проекты соглашений, которые в свою очередь не выдерживают критики и провоцируют новую волну насилия.
Сейчас для Украины крайне важно сохранить свою целостность на фоне заявлений, сделанных вчера политическими деятелями востока страны и Крыма, о том, что теперь они будут представлять конституционную законность правительства, а также на фоне призывов к формированию отрядов народного ополчения. Не менее важно и то, как украинская оппозиция сможет справиться с наращивающим свои силы националистическим движением, а именно с Правым сектором, чьи бойцы принимали самое активное участие в столкновениях на Площади независимости.
Еще одна проблема заключается в поиске потенциального лидера. Несмотря на то, что указ об освобождении Тимошенко был встречен с радостью, не стоит забывать и том, что бывшего премьер-министра нельзя назвать безупречной политической фигурой, поскольку именно ее бесконечные споры с ее бывшим соратником по Оранжевой революции Виктором Ющенко и стали причиной победы Януковича на выборах 2010 года.
Есть еще один чрезвычайно важный вопрос, на который Украине придется найти ответ: как стране, имеющей тесные политические и торговые связи с Европой и Россией, удастся найти баланс между этими двумя силами, тянущими ее в противоположные стороны? Хотя обещание провести досрочные выборы было встречено благосклонно, их необходимо будет проводить в менее напряженной атмосфере, чтобы избежать новых конфликтов и насилия.
Отчасти это зависит от того, позволит ли Москва украинскому электорату самостоятельно определить свое собственное будущее. В субботу министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил с заявлением, которое содержит в себе довольно очевидные признаки недовольства Москвы в связи с подписанием соглашения между Януковичем и оппозицией при посредничестве представителей Евросоюза. Он обвинил оппозицию в том, что она «идет на поводу у вооруженных экстремистов и погромщиков», угрожая суверенитету страны. И последний вопрос заключается в том, повлечет ли ошибка Путина на Украине какие-либо последствия для него в его собственном государстве и не извлечет ли Кремль какие-либо уроки из положения Украины на постсоветском пространстве.
Москва крайне обеспокоена значительностью той роли, которую сыграла тройка европейских министров иностранных дел в заключении соглашения, а также предполагаемой угрозой авторитету Москвы в регионе.
Все это вместе взятое приводит нас к выводу о том, что впереди у нас еще много месяцев волнений и беспокойства.