Бывают дни, которые вмещают в себя больше, чем все предыдущие годы. Такой была и суббота, 22 февраля. Парламент, сорвавшийся с цепи Банковой, принялся штамповать постановления сомнительной легитимности - правда, если бы человечество всегда придерживалось легитимности, оно до сих пор жило бы по законам Хаммурапи. А чтобы идти вперед, иногда приходится приводить юридическую реальность в соответствие с изменившейся объективной реальностью. Или же наоборот, эту объективную реальность создавать.
Не нашли для себя места в новой реальности спикер Верховной Рады Владимир Рыбак и вице-спикер, в прошлом глава таможни Калетник. Первый вице-спикер Кошулинский зачитал их заявления о сложении полномочий, и Рада не стала возражать, проголосовав за их отставку. Калетник уже в России, а вот Рыбак, по словам Януковича, расстроенный и побитый, был взят экс-(да, да!)-президентом в его экс-президентский самолет из обстрелянной машины.
Новой реальностью вместо Рыбака в спикерском кресле материализовался Александр Турчинов. Порошенко, которому предложили быть почетной альтернативой, вполне ожидаемо взял самоотвод - не для того его роза цвела. Нововозглавленная Рада мигом провозгласила себя единственным легитимным органом власти в стране - и не слишком погрешила против истины. Во всяком случае, она была в субботу единственным работающим органом власти.
Реальность возврата к конституции 2004г. попытались создать еще в пятницу, но для этого требовалась подпись Януковича. А тот, как известно, на всех обиделся и подписывать закон о возвращении к К-2004 не захотел - мол, у него еще 48 часов не истекли. Рада же в субботу отличалась повышенной нетерпеливостью и творческим отношением к процедурным вопросам. Поэтому ждать не стали и приняли постановление о вступлении в действие положений конституции 2004г., не требующее подписи президента. Но если бы президент все-таки подписал закон - постановление тут же потеряло бы силу.
Новая реальность Министерства внутренних дел состояла в том, что Виталий Захарченко сбежал. Обезглавленное министерство не знало, как быть и кому подчиняться, а потому на улицах Киева вот-вот могли вспыхнуть новые очаги насилия: Самооборона Майдана жаждала наказать «Беркут», а тот, не видя для себя никаких гарантий, готовился защищаться всеми доступными средствами. Поэтому Рада приняла постановление, которым фактически взяла на себя функции исполнительной власти - и тут же назначила врио главы МВД Арсена Авакова. Кровопролитие отменилось.
Новая реальность, как выяснилось, не предусматривает для экс-генпрокурора Пшонки возможности выезда за границу - он вместе с главой Миндоходов Клименко пытался бежать в Россию. Хотя Клименко пока недоверия не выражали, а выразили только Пшонке, но он, видимо, что-то почувствовал. И правильно сделал - проект соответствующий в Раде зарегистрирован.
Сильно повлияло на формирование новой реальности постановление об освобождении Юлии Тимошенко. Начнем с того, что оно было оперативно выполнено. Яценюк истерически смеялся в телефон, а сама Тимошенко пообещала баллотироваться в президенты. Интересно, она по-прежнему думает, что в первом туре должны участвовать все лидеры оппозиции? Но вот выступление Юлии Владимировны на сцене Майдана показало, что она уже не та - переигрывает, что ли, или это мы так изменились - но уже не трогает, не берет за душу. Так что о безусловном лидере электоральных симпатий пока говорить не приходится. Да и Майдан стоял не для того, чтобы сделать Тимошенко президентом.
Между тем, представляя Министерству внутренних дел нового врио главы МВД Арсена Авакова, спикер ВР и де факто и.о. президента Александр Турчинов заявил, что Майдану пора отправляться по домам. Мол все цели уже достигнуты, господа, а портфели мы и без вас поделим. Странно, что Турчинова за такие слова не линчевали прямо во время выступления Тимошенко - но очевидно, что Майдан самовыпиливаться из новой реальности не спешит.
Новая реальность отличается тем, что ее не все способны вовремя увидеть. Виктор Янукович, например, упорно не желал понимать, что в новой украинской реальности для него если и есть место, то разве что в виде двух квадратных метров где-нибудь в глуши, под сосной. Он вдруг отказался подписывать законопроекты, принятые накануне, и заявил о нацистском перевороте, о побитом Рыбаке и о гарантиях, которые ему давала международная общественность. После чего сказал, что он законно избранный президент (кто ж спорит!?) и в отставку не пойдет.
Куда, если не в отставку, должен идти законно избранный президент, которого прокляла одна половина страны и на которого плюнула другая, которого бросили все соратники и на котором поставили крест мировые партнеры, Янукович пояснить не смог. На связь с регионалами в Раде он не вышел. Поэтому те депутаты, которые хотели еще хоть раз услышать своего президента, огорчились и поддержали постановление о назначении внеочередных выборов. Мотивировка у постановления умилительная - «по причине самоустранения от исполнения обязанностей». Легитимность такого постановления, мягко говоря, под вопросом - но никто этого вопроса ставить не будет. Потому что президент действительно сдулся. И теперь, в соответствии с конституцией 2004г., фактическим и.о. президента у нас является спикер ВР Александр Турчинов. С чем всех и поздравляем.
Янукович, правда, этого не оценил и вопреки обещаниям не покидать Украину попытался ее покинуть. Но его чартер в Донецке не выпустили пограничники - не были оформлены документы. А все почему? Потому что против новой реальности не попрешь.
Не вписался в новую реальность сепаратистский проект Добкина-Кернеса, которые сегодня провели очень странный съезд. На нем должны были провозгласить чуть ли не независимость Юго-Восточной Украины, однако ограничились лишь невнятной резолюцией с декларацией о верности идеалам единой страны.
Новая реальность иногда очень интересно выворачивается элементами старой: так, депутатам Балоге и Домбровскому, которых лишили мандатов, вернули зарплату и карточки для голосования. Можно обеспокоиться, что у нас теперь на два депутата больше, чем положено. Но не беспокойтесь: то количество нардепов-регионалов, которое сбежало от народного гнева, с лихвой компенсирует не два, а двадцать лишних мандатов.
Следите за событиями - реальность иногда ускоряет свой бег настолько, что только успевай оглядываться.