События последних дней на Украине актуализировали вопрос о «Восточном партнерстве», насколько успешным было стремление Европейского союза дружить с шестью странами бывшего блока СССР, и что будет дальше, принимая во внимание то, что на посвященном «Восточному партнерству» саммите в столице Литвы Вильнюсе договор об ассоциации и торговле заключили только два государства – Молдавия и Грузия, хотя это предполагала сделать также Украина. После отказа президента Виктора Януковича незадолго до события и подчинения давлению России, обещавшей обеспечить более дешевый газ, на Украине вспыхнули протесты, которые сейчас грозят перерасти в гражданскую войну.
Брюссель получил урок
Вопросы о смысле «Восточного партнерства» на посвященной событиям на Украине внеочередной пресс-конференции в Европарламенте (ЕП) в Брюсселе на этой неделе задали украинские журналисты. Руководитель комитета ЕП по внешним делам Элмар Брок признал, что для ЕС это будет основательный урок, потому что, сближаясь с некоторыми государствами, Брюссель не подумал, как вовлечь в эти отношения Россию, у которой, несомненно, по-прежнему большие интересы в регионе. «Я думаю, что сейчас самое время для того, чтобы пересмотреть общую стратегию ЕС. Этот урок таков: без настоящего, хорошего привлечения России идеи не могут увенчаться успешной политикой соседских отношений с другими ближайшими государствами», - сделал вывод Брок. Он подчеркнул, что до сих пор ЕС успешно поддерживал отдельные программы, однако то, чего не хватало, - это общего стратегического подхода. По мнению Брока, ЕС должен серьезно думать об этом, развивая также, к примеру, Союз Средиземноморских государств.
То, что направление «Восточного партнерства» на рельсы успеха потребует от Брюсселя огромных усилий, признал также посол Литвы в ЕС Раймундас Кароблис. По его мнению, многое уже задействовано и начато, но до саммита «Восточного партнерства», который в следующем году обещает провести Латвия как президентствующее в ЕС государство, должны быть окончательно подписаны договоры об ассоциации с Молдовой и Грузией, и должна быть большая ясность относительно Украины, которую, как сказал посол, Литва будет поддерживать, насколько хватит сил. «Одно дело - подписать договоры о сотрудничестве, другое – как они вступят в силу. Цель в том, чтобы все эти страны «Восточного партнерства» стали ближе к Европейскому союзу как политически, так и с точки зрения прав человека, а также экономически, чтобы подготовить их к возможностям единого рынка ЕС. И поэтому очень важно оказать помощь, чтобы воплотить эти договоры в реальную жизнь», - сказал Кароблис. Он отметил, что важны также визовые вопросы: «Надеемся, что до поздней осени Молдова получит безвизовый режим с ЕС, и было бы хорошо, если до рижского саммита такая возможность появилась бы у Грузии и Украины».
Вес неизвестной птицы
Еще в конце прошлого года один из основоположников идеи «Восточного партнерства» Карл Бильдт признал: саммит в Риге может стать тем случаем, когда к этому начатому ЕС сотрудничеству приблизится также Россия. «Вопрос, который должен находиться в повестке дня уже до рижского саммита, - это то, что я называю интеграция интеграций. Россия сейчас занимается созданием Евразийского таможенного союза, и мы в действительности не знаем, что это будет за птица, и в какой она будет форме, однако наше видение, конечно, таково, что мы могли бы привлечь также Россию к формированию более тесных отношений с Европейским союзом», - сказал Бильдт. В свою очередь, посол Литвы в ЕС Кароблис сомневается, готова ли вообще Россия к такому предложению. «Некоторое время назад России было предложено участие в «Восточном партнерстве», но Россия очень ясно сказала, что ни технически, ни политически не собирается принимать стандарты ЕС. Да, мы, возможно, можем говорить о каком-то договоре среднего пути, но определенно не о таком, который потребует примкнуть к требованиям ЕС. Разумеется, это очень плохо, если «Восточное партнерство» противоречит позиции России. Возможно, это действительно осложняет ситуацию, но сейчас мы имеем то, что имеем», - отметил Кароблис.
Обоюдная выгода
Идея многолетней давности о «Восточном партнерстве» только сейчас приобретает хотя и сложные, но ясные очертания. Официальным ее началом считается саммит 7 мая 2009 года в столице Чехии Праге. Затем последовали совещания осенью 2011 года в Варшаве и 28-29 ноября 2013 года – в Вильнюсе. Следующий саммит «Восточного партнерства» ожидается в Риге в 2015 году, когда Латвия будет находиться в статусе президентствующего государства ЕС. В «Восточное партнерство» входят Армения. Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдова и Украина. Налаживая более тесные связи с ЕС, эти страны могут надеяться на договоры о свободной торговле, финансовую поддержку, безвизовые путешествия и другие взаимовыгодные предложения. В свою очередь, для ЕС это обеспечит большую стабильность и безопасность у восточных границ. Россия до сих пор противилась этой идее, оказывая экономическое давление и предлагая взамен присоединение к Евразийскому таможенному союзу, который должен охватить часть территории бывшего СССР.
Мнения
Гернот Эрлер, представитель правительства Германии, ответственный за координирование отношений с Россией: «Мы должны обеспечить, чтобы не было напряженности между «Восточным партнерством» и российским Таможенным союзом. Я удивлен, что только сейчас привлекаются эксперты, которых просят изучить, нет ли конфликта между этими двумя сторонами. Мы как можно скорее должны найти решение. Речь не только об Украине, Молдова и Грузия тоже завершили переговоры и летом подпишут соглашение. Как тогда будет действовать Россия?».
Линас Линкявичюс, министр иностранных дел Литвы: «Возможно, мы недостаточно убеждаем наших коллег в том, что «Восточное партнерство» это не только технический проект, но что он имеет также политическую основу. Возможно, наша позиция должна быть проактивнее».
Эдгарс Ринкевичс, министр иностранных дел Латвии: «Особо важно продолжить работу, чтобы как можно скорее подписать договор ЕС об ассоциации с Грузией и Молдовой. Тем государствам, которые видят себя как часть ценностей ЕС, нужно предложить возможность большей интеграции с ЕС».
Перевод: Лариса Дереча.