Похоже, очередной фазе стратегов модернизации правящего режима в Белоруссии суждено повторить печальную судьбу предыдущих историй взаимоотношений с ним. Вовлечение гражданского общества, как третьего участника в выстраиваемый формат диалога ЕС по-прежнему белорусские власти не устраивает.
Что и было снова подтверждено последним комментарием МИД Белоруссии с опровержением о якобы достигнутых неких позитивных результатах по нормализации отношений с Евросоюзом. Официальный Минск просто не хочет попасть в брюссельский треугольник и продолжает играть тет-а-тет с Брюсселем.
Как известно, с момента запуска инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» белорусские власти отказывались от участия в ней. По словам сегодня главного контактного лица Минска с Брюсселем замглавы МИД Елены Купчиной, «мы не участвуем в европейском диалоге о модернизации, который был запущен без участия представителей Белоруссии и без консультаций с белорусским правительством».
Нельзя утверждать, что такой упрек не услышали. И судя по сериям контактов с европослами в Минске и визитов госпожи Купчиной в европейские столицы, желанные консультации приняли в последние месяцы регулярный характер. Как правило, их содержательные части стороны предпочитали держать в секрете. И есть основания подозревать, что было что скрывать. Например, лишь благодаря упорству и профессионализму некоторых белорусских и иных негосударственных СМИ стало известно, что список политзаключенных корректировался евробюрократами и их собеседниками в сторону его сокращения. С чего бы так? Может быть, стремились и вовсе как-то видоизменить эту тему, дабы впредь разномастным апологетам модернизации отношений с режимом не мешать работать.
А обнародованная информация, после встречи в Минске Елены Купчиной с представителем Европейской службы внешних действий Дирком Шубелем, относительно планируемых консультаций по вопросам модернизации между Минском и Брюсселем уж совсем нервную реакцию вызвало у МИД Белоруссии. Там не любят публичную дипломатию. Надо полагать, рассекречивание этих планов консультаций и якобы достигнутых договоренностей вызвало подобную реакцию и в других структурах правящего режима. По некоторым данным, далеко не везде с оптимизмом была встречена информация о некоем приглашении белорусского премьера Мясниковича в Прагу на рабочую встречу участников «Восточного партнерства».
Из высшего руководства страны он чуть ли не единственный, кто не числится в «черном списке» ЕС для белорусских чиновников. Напомним, главу МИД Макея лишь временно из этого списка выключили. И нет полной уверенности, что на предстоящей рабочей встрече в Праге он сможет также триумфально появиться, как это была на Вильнюсском саммите участников «Восточного партнерства». Скорее всего, там будет присутствовать все та же Е. Кучина. Впрочем, нет полной ясности и насчет появления в чешской столице самого Михаила Мясниковича, чей премьерский срок может прерваться в любой момент. О своем недовольстве работой правительства А.Лукашенко в последнее время говорит постоянно. Так что во все прожекты по кастингу на перспективу въездных в Европу белорусских чиновников, рисуемые в Брюсселе с помощью некоторых мозговедов-аналитиков в Минске, может снова ворваться воля правителя. А форма ее проявления, « временная фаза», как всегда, непредсказуемы.
В связи с публично и оперативно выраженным удивлением МИД Белоруссии содержанием интервью посланца Брюсселя господина Шубеля агентству БелаПАН, видимо, стоит задуматься и насчет реальных перспектив появления в марте других еврочиновников. О них говорилось, как в интервью, так и в комментарии МИД.
Как оказалось, главной целью прошедшей в Минске встречи заместителя министра иностранных дел Елены Купчиной с Дирком Шубелем была подготовка визита в Минск директора департамента России, Восточного партнерства, Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ ЕСВД Гуннара Виганда для проведения первого раунда консультаций между МИД Белоруссии и ЕСВД «для определения наиболее оптимальной будущей формы сотрудничества между правительством Белоруссии и ЕС по вопросам модернизации», как это было зафиксировано в параграфе 29 итоговой декларации Вильнюсского саммита Восточного партнерства.
Очевидно, что для официального Минска оптимальной формой сотрудничества являются сферы торговли и инвестиций. Поэтому вместе с господином Вигандом в Минске должен появиться и генеральный директор генерального директор Еврокомиссии по вопросам торговли Жан-Люк Демарти. И судя по интервью господина Шубеля, новопридуманный процесс «Временной фазы» начала диалога планируется начать «с области инвестиций и торговли, которые сейчас имеют особую значимость для Белоруссии, но также и для Евросоюза». А это как-раз то, на чем всегда настаивал официальный Минск в своей политике, игнорируя ценностное содержание диалога с ЕС. Так что у наблюдателей может возникнуть небезосновательное желание поздравить внешнеполитическое и иные ведомства правящего режима с очередной викторией над своими политическими импотентами в Европе. Такие жесткие характеристики снова можно услышать не только от оппозиционеров, но и от минских, иных чиновников. Также нередко и от других категорий белорусских граждан.
Стоит также напомнить, что господин Виганд уже был как-то проездом в Минске по пути в Москву. Насколько известно, он тогда беседовал и с теми, кто претендует на участие в предложенной «временной фазе» брюссельского треугольника от гражданского общества. В отличие от другой, властной стороны, где царит единомыслие, выяснилось, что внутри гражданского общества существует тяжелый плюрализм амбиций и взглядов. Но тогда посланцу Брюсселя, вроде как, смогли внушить некий исторический оптимизм. Говорят, он остался доволен результатами собеседований в разных форматах.
На этот раз, в феврале текущего года, уже другой гость из Брюсселя , беседовал с лидерами белорусской оппозиции, некоторые из которых по совместительству представляют и НГО гражданского общества. Вот их всех власти сознательно смешивают, дабы не допустить в диалоге формата треугольника. Следует признать, что в этой мозаике белорусского ландшафта порою действительно непросто сориентироваться. Даже многоопытным евробюрократам.
Можно предположить, что в качестве компромисса, в удобный для себя момент, правящий режим пойдет таки в предлагаемый брюссельский треугольник диалога с ЕС. Но с условием включения в этот процесс своих НГО, типа президентских общественного объединения «Белая Русь» и «лукомольцев» БРСМ со своим аналитическим центрами, чьей активности и востребованности в последнее время можно позавидовать. А также ФПБ, местные советы, провластные творческие союзы, вплоть до филателистов и маринистов. О такой структуре белорусского гражданского общества уже как-то говорил Лукашенко. Вот с таким содержанием «временной фазы» брюссельского треугольника у его инициаторов проблем быть не должно. А по сути это станет римейком «диалога» власти с остальными, который она неизменно превращает в монолог.
Первые весенние месяцы текущего года должны привнести свежее «вино» в старые меха «Восточного партнерства», которое греческий председательствующий в ЕС, как было заявлено официально, в своих приоритетах сменил на другой проект - «Среднеземноморское партнерство». Во втором полугодии эстафету у греков примут другие среднеземноморцы - итальянцы. При таком раскладе, оказавшейся в Евразийском союзе европейской Белоруссии, с неизменной политикой правящего режима, вообще будет трудно сохранять даже формальный статус участника «Восточного партнерства» с Евросоюзом.
Как обещают, в конце марта в Минске свежее «вино» в восточнопартнерских мехах посланцы ЕС будут предлагать белорусским партнерам. А уже в конце апреля, в Праге, на рабочей встрече все участники «Восточного партнерства», видимо, будут дегустировать все марки этого «вина».
Думается, председательствующие в ЕС греки многих участников предполагаемых пражских встреч могут отрезвить. Как это они уже совершали со всей Европой в недавнем прошлом, поставив ЕС буквально на грань существования. На последнем, Вильнюсском саммите участников «Восточного партнерства», в такой роли отрезвителя выступил украинский президент. А его белорусский коллега на протяжении всех пяти лет существования «Восточного партнерства» всегда эффектно и с пользой для себя давал понять, кто действительно является вершиной в нарисованном брюссельском треугольнике. Вполне вероятно, что для всех его сторон он может стать и бермудским.