Четыре спортсмена, представлявших Армению на зимних Олимпийских играх в Сочи, так и не сумели подобраться к пьедесталу почета. Правда, в Ереване теперь шутят, что раз уж они оказались на территории России, то им следует постараться зацепиться там и хотя бы подыскать себе работу.
Россия давно служит магнитом для трудовых мигрантов из Армении. Однако согласно новым российским правилам, вступившим в силу с 1 января текущего года, граждане Армении и других зарубежных государств, не имеющие долгосрочных виз, могут находиться на территории РФ лишь в течение трех месяцев, по истечении которых они обязаны покинуть пределы РФ и вернуться на родину. Повторный въезд возможен лишь через 90 дней. За несоблюдение этого правила нарушителю грозит запрет на въезд в Россию в течение трех лет, в случае повторного нарушения – в течение пяти лет.
Многие в Армении рассчитывали, что граждан республики не коснутся новые российские правила, учитывая принятое в сентябре прошлого года Ереваном решение примкнуть к возглавляемому Москвой Таможенному союзу в составе с Беларусью и Казахстаном. Однако этого не случилось, что расстроило многих.
Согласившись вступить в ТС, власти Армении «сказали, что все будет просто прекрасно, но мы попали в беду, – сетует 55-летний трудовой мигрант Ваник Смбатян, последние 20 лет работающий на российских стройках, чтобы прокормить семью. – Новый закон стал таким же чудесным сюрпризом, как Олимпийские игры, и попросту испортил нам жизнь».
По утверждению мигрантов, девяносто дней – слишком малый срок, чтобы найти работу в Армении и заработать 350-400 долларов на обратный авиабилет в Россию. По неофициальным оценкам, уровень безработицы в Армении составляет двузначную цифру, в то время как почти треть населения республики, насчитывающего около 3 млн человек, живет за чертой бедности.
Высокий уровень безработицы является давней проблемой, а официальные данные свидетельствуют о том, что все больше и больше жителей Армении сводят концы с концами с помощью заработков в России – в частности, в строительстве или сфере обслуживания. Согласно данным Центробанка Армении, денежные переводы из России составили 84,6% от общей суммы в 942 миллиона долларов, переведенных в Армению за первые два квартала 2013 года – последний период, за который имеются соответствующие цифры, – что на 12% больше показателя за аналогичный период 2012 года.
Точно так же, по данным Федеральной миграционной службы РФ, в 2013 году в Россию въехало на 20% больше граждан Армении (около 670 тысяч), чем в 2012 году. По оценке Национальной статистической службы РА, 90% лиц, направляющихся в Россию, въезжают в РФ с целью найти работу.
В условиях сокращения возможностей трудоустройства в России многие армянские семьи могут лишиться необходимых средств к существованию, предостерегают местные эксперты.
В этой связи многие хотели бы знать, отчего Россия не желает дать шанс мигрантам из Армении. Однако Москва не разъясняет, как строится ее процесс принятия решений.
На состоявшейся 14 февраля пресс-конференции сотрудница российского посольства в Ереване по миграционным вопросам Светлана Степанова ушла от ответа на вопросы, связанные с Арменией и Таможенным союзом. Отказалась она также объяснить, почему аналогичные ограничения не касаются граждан входящих в ТС Беларуси и Казахстана. «Вы пытаетесь снова вмешиваться в политику. Я не знаю, будет ли сделано для Армении исключение», – сказала она журналистам.
Сотрудница посольства также подчеркнула, что перед поездкой в Россию граждане Армении должны привести в порядок свои документы. По оценкам российских властей, в настоящее время на территории России незаконно проживает порядка 170 тысяч армян. В 2013 году российские власти не допустили на территорию страны 23 тысячи граждан Армении, пытавшихся въехать в страну.
На взгляд правозащитника Артура Сакунца, возглавляющего ванадзорское отделение Хельсинкской гражданской ассамблеи, Москва использует новые правила в качестве инструмента давления на бывшие советские республики, у которых на территории России насчитывается значительное число трудовых мигрантов. В соответствии с запланированным графиком, Армения должна завершить процесс вступления в ТС к январю 2015 года. «Целью является… заставить эти страны присоединиться к Таможенному союзу, поскольку означенные ограничения будут сняты лишь в случае их присоединения к единому таможенному пространству», – говорит правозащитник.
Руководство Армении уже добивается перемен. Министр иностранных дел Эдвард Налбандян пообещал, что на предстоящих переговорах о вступлении в ТС будет поднят вопрос об иммиграционных правилах, а секретарь Совета национальной безопасности Артур Багдасарян направил письмо своему российскому коллеге Николаю Патрушеву с просьбой сделать для Армении исключение.
Если этого не произойдет, то Армению ждут плачевные внутриполитические последствия, прогнозирует ряд обозревателей.
Единственным выходом для тысяч оставшихся без работы, оказавшихся в тупике людей могут стать массовые уличные акции протеста, полагает политолог Степан Даниелян, возглавляющий центр «Сотрудничество во имя демократии». «Если у человека нет работы, а его семья голодает, то что ему делать? Либо выйти на улицу, либо покончить жизнь самоубийством», – резюмирует он.
С этим мнением солидарен и независимый политолог Ерванд Бозоян, прогнозирующий «значительное увеличение числа протестующих». Правительство страны, и без того существующее в условиях слабой экономики и нескончаемых протестов против своей программы пенсионной реформы, не располагает ресурсами для того, чтобы разрядить напряженность, отмечает Ерванд Бозоян. «Власти должны задуматься об этом и сделать определенные выводы», – подчеркивает он.