Италия до сих пор находила спасение в экспорте в Бразилию, Россию, Индию, Китай и Турцию. Но сейчас эти страны страдают от вывоза капитала и девальвации. Поэтому нашим предприятиям приходится искать клиентов в других странах.
Глава предприятия Officine Meccaniche Rezzatesi (Omr) Марко Бонометти не собирается стирать улыбку со своего лица, лучащегося оптимизмом. «Правда, что Индия, Бразилия и Китай обманули наши надежды», – признал этот почти 60-летний человек, снабжающий основные мировые предприятия механическими компонентами для автомобилей. В 2013 году ему была присуждена премия британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young как лучшему итальянскому предпринимателю. «Вплоть до прошлого года рост ВВП в названных странах выражался двузначными числами, сейчас он значительно снизился, но все равно эти страны – просто рай по сравнению с Европой, пребывающей в рецессии», – добавил Бонометти.
Omr – это лишь одна из итальянских компаний, которая в последние годы, чтобы выжить на фоне распада внутреннего рынка и кризиса в развитых странах, увеличила число своих клиентов и распространила производственные структуры за границы традиционных рынков сбыта. Она поставляет свою продукцию в Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку (так называемые БРИКС), а также в Турцию, Польшу и Мексику. Но кризис достиг и этих новых рынков, и будущее представляется неопределенным.
Благодаря быстроразвивающимся странам в кризисные годы итальянский экспорт продолжал расти (исключение составляет только трудный 2009 год). За десять лет число наших предприятий в Турции увеличилось примерно с 200 до 900. Доля экспорта в Россию составила 2,8%, а в Китай – 2,4%. Бразилию в шутку стали называть настоящей родиной группы Fiat, потому что широкое проникновение автомобилей в эту страну в прошедшие годы компенсировало резкое снижение продаж в Италии. Компания Pirelli 56% своей выручки получает в БРИКС. Среди них главное место принадлежит Бразилии, где находятся пять из семи фабрик, действующих в Латинской Америке (две другие расположены в Аргентине).
Итак, казалось, что рост экономики быстроразвивающихся стран и огромный спрос в Китае будет сохраняться и дальше, и что от этих стран будет зависеть будущее глобальной экономики, а также благосостояние нашего полуострова.
Однако хватило объявления американского центрального банка, чтобы вызвать общее отступление. В мае прошлого года Федеральная резервная система США заявила, что американская экономика проявляет явные сигналы восстановления и что в будущем ей не потребуются массивные вливания ликвидности. На протяжении двух месяцев приток капитала изменил свое направление, оставляя экзотические страны и возвращаясь прежде всего в Америку, а также и в ослабевшую Европу. На последней неделе февраля Федеральный резерв уже вывел 20 из 85 миллиардов долларов ликвидности и разработал на 2014 год план медленного, но неуклонного оздоровления рынка с выводом 10 миллиардов долларов в месяц. В быстроразвивающихся странах отток капитала достиг пика в 6,3 миллиарда долларов на последней неделе января, что является рекордом для последних трех лет. «Рынки быстроразвивающихся стран в течение 13 недель страдали из-за оттока капитала, но это пока не является для инвесторов побудительной причиной для использования столь низких показателей», – подчеркнул Марк Конин (Mark Konyn) из компании Cathay Conning Asset Management Гонконга. Сниженная ликвидность выражается в меньших инвестициях, сниженном росте, девальвации, вмешательстве центральных банков в поддержку курса национальной валюты и в значительном уменьшении валютных резервов. Девальвация идет параллельно с ростом внутренней инфляции, вынуждая центральные банки к повышению ставок, что затрудняет доступ к кредитам предприятий и потребителей. Эта пагубная спираль снижает уровень инвестиций и потребления и, разумеется, ведет к уменьшению импорта.
Это ощущают на себе предприятия, которые в БРИКС добились успеха. Omr Марко Бонометти после снижения выручки в Бразилии на 30% за последние три года должна была пересмотреть свои прогнозы на 2014 год. И это не единственная такая компания. Pirelli заявила, что ее доходы в Латинской Америке в ближайшие два года должны снизиться с 45% до 35%, а «изменившийся российский сценарий» тоже сулит снижение устойчивых доходов. Доходы Fiat в Латинской Америке в 2013 году уменьшились на 10% (10 миллиардов евро) по причине девальвации национальных валют.
Но дренаж ликвидности, осуществляемый Федеральной резервной системой США, – это не единственная причина потери привлекательности рынков быстроразвивающихся стран. После почти десятилетнего непрерывного роста экономика многих из этих стран характеризуется несбалансированностью бюджета и накоплением огромного внешнего и внутреннего долга. Упиваясь легкими деньгами, эти страны не осуществили реформу своей ветхой экономической модели. «А ведь времени для оздоровления экономики было достаточно», – подчеркнул Алессандро Терцулли, ответственный по делам экономики итальянского государственного экспортно-кредитного агентство Sace.
Особый случай представляет собой Китай. Там на протяжении двух лет наблюдается замедление экономического роста, а 2013 год был отмечен «охлаждением высокого спроса на предметы роскоши» по определению Джильдо Зенья, чья фирма представлена в крупных городах Китая уже четверть века. Эта тенденция нанесла заметный ущерб основным международным фирмам, но она объясняется не изменением привычек, а кампанией сдерживания в потреблении предметов роскоши, объявленной президентом Си Цзиньпином, чтобы не потерять внутреннюю поддержку в стране, парализованной коррупцией.
К счастью, коррекция спроса на рынках быстроразвивающихся стран совпала с экономическим подъемом в Соединенных Штатах, в Великобритании и с отдалением призрака банкротства в наиболее слабых странах Европейского Союза. Поэтому удар по нашей стране-экспортеру, которая половину своей продукции продает в Европе, особенно, в Германии, был смягчен. «В этом году экспорт должен увеличиться, хотя он и не выйдет на докризисный уровень. Этому должно способствовать ослабление евро по отношению к доллару», – предполагает Терцулли.
Пользу от начинающегося подъема экономики могут ощутить в первую очередь производители инструментов производства. Барометром этого является сектор металлорежущих станков, который в 2013 году пострадал значительнее, чем сектор предметов потребления. В прошлом году экспорт в Китай увеличился на 8%, экспорт в Бразилию снизился на 20%, а в Турцию – на 25%, сообщила Клаудиа Мастропаскуа из Ucimu (сектора металлорежущих станков). «Китай, США и Германия остаются в числе первых трех стран по объему экспорта», – добавила она. Именно поэтому президент Института внешней торговли Италии Риккардо Монти подчеркнул: «В 2014 году Италия должна пересмотреть притягательность для нее БРИКС, перестать делить мир на быстроразвивающиеся и другие страны и обратить внимание на прекрасное положение дел в экономике в Соединенных Штатах, Японии и Великобритании». Его мнение разделяет Франческо Барберис, возглавляющий старинную компанию, производящую ткани высокого качества. Он заявил, что его предприятие смогло компенсировать снижение доходов на китайском рынке увеличением продаж в США и Японии.
Кризис в БРИКС не позволил Италии увеличить свой экспорт в 2013 году. За счет экспорта было получено 390 миллиардов долларов. Согласно прогнозам экономистов, Италия могла добиться лучших результатов. А в основном оптимистично настроенные предприниматели говорят, что дела могли идти и хуже. «В 2013 году мы не достигли ожидаемого фантастического роста, – сказал Маттео Галимберти, генеральный директор предприятия Flexiform, которое производит роскошные диваны и 8% своего дохода получает от продаж в России. – Мы надеемся, что 2014 год будет для нас более благоприятным, потому что мы ищем новых клиентов». С другой стороны, спрос в России всегда отличался переменчивостью. Экспортеры могут получить краткосрочные большие доходы, но потом спрос резко и надолго снижается. «Россия так и не модернизировала свою экономику, зависящую от экспорта углеводородов, которые страна не умеет перерабатывать. Ее население быстро стареет», – объяснила Алессандра Ланца, экономист Prometeia.
Экономика быстроразвивающихся стран слегка укрепилась по сравнению с 90-ми годами, когда кризис в этих государствах сказался и на развитых странах. Аналитики в основном исключают подобное развитие сценария в будущем. Но три страны демонстрируют свою очевидную слабость: Индия, Турция и Индонезия. Италия пока мало экспортирует в Индонезию. В Турции нестабильная политическая обстановка пугает инвесторов. В Индии оптимистическое ожидание роста тормозится отсутствием инфраструктуры и удушающей бюрократией. Это хорошо известно Роберто Коланинно из группы Piaggio. В первые девять месяцев 2013 года доходы от продаж в Индии снизились на 34,3 миллиона евро из-за неблагоприятного обменного курса. Несмотря на это группа Piaggio будет продолжать инвестировать и собирается повысить свою квоту на рынке. «По сути Европа должна урегулировать свой обменный курс. Если бы евро не стоял так высоко, наши дела шли бы лучше», – подчеркнул Монти.
Конечно, более благоприятный обменный курс помог бы нашим предприятиям экспортировать не только в традиционные быстроразвивающиеся страны, но также и в «новые звезды Запада»: Мексику, Чили, Колумбию и Перу, входящие в так называемый Тихоокеанский альянс. В последние годы в этих странах укрепилась экономика, и вырос средний класс. Итак, в 2014 году глобальная экономика может перенести свое внимание с востока на далекий Запад. Может быть, и Бразилия после проведения чемпионата мира по футболу в 2014 году и Олимпийских игр в 2016 году сможет найти в себе силы и провести реформы.