Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украинская политика: чего не понимает Запад

За нынешним разделением Украины стоит постсоветская олигархия из промышленного востока страны

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В сообщениях американских и европейских СМИ – даже тех, в которых приводятся комментарии специалистов и политологов – наблюдается тенденция использования таких фраз, как: «На Украине идет борьба между восточной, пророссийской и западной, проевропейской частями страны». Складывается представление, что Украина состоит лишь из двух регионов – запада и востока.

В сообщениях американских и европейских СМИ – даже тех, в которых приводятся комментарии специалистов и политологов – наблюдается тенденция использования таких фраз, как: «На Украине идет борьба между восточной, пророссийской и западной, проевропейской частями страны». У тех, кто получает эту информацию - и это не их вина, - складывается представление, что Украина состоит лишь из двух регионов – запада и востока - простое деление на основе того, что первый придерживается проевропейских взглядов, а второй - пророссийских.

Это клише – не новинка. Действительно, 20 лет назад такая картина была достаточно точным отражением положения дел на Украине. Восток испытывал больше симпатий к Москве, нежели к Киеву, а западная Украина не стремилась ни к одной из этих двух столиц, считая себя самодостаточной частью Европы. Западная Украина, которая когда-то была частью Австро-Венгрии и Польши, была присоединена к СССР лишь в 1939-м году в отличие от востока, который на протяжении долгого времени был ключевым источником индустриальной мощи Советского Союза: шахты, металлургические заводы и поселки барачного типа для рабочих и их семей, прибывших со всего СССР. Практически на всех значимых позициях в администрациях областного, районного и городского уровня были назначенцы из России или советской Украины. 

В 1991 году Украина получила неожиданный подарок – независимость. Однако на востоке, в богатом углем регионе Донбасса, воцарилось испуганное затишье. Пока западная Украина и другие районы страны благополучно начали развивать малый бизнес и приняли новый статус страны, восток последовал модели постсоветской России: криминальные структуры «разделили» между собой заводы региона. Появилась собственная группа олигархов, ведомых сначала стремлением сохранить Донбасс только для собственного использования. В 2004 году эти элиты решили выдвинуть собственного кандидата на президентские выборы. Им оказался Виктор Янукович.

И хотя его первоначальное восхождение к власти было прервано «оранжевой революцией», тем не менее, в 2010 году этот представитель Донбасса стал главой всего государства и возобновил политику 1939 года. Русскоговорящие жители Донецка, крупнейшего города Донбасса, и окружающих его шахтерских городков стали главами полицейских управлений, чиновниками на таможне и руководителями правоохранительной системы всей страны. В Донецке появилась новая шутка о том, что в городе «люди боятся выходить на улицу, потому что их ловят и отправляют на руководящие должности в другие регионы Украины». Однако жители многих других регионов страны не нашли поводов для смеха в жестких, неулыбчивых манерах своих новых боссов из Донбасса.

В результате в стране сложилась сложная политическая ситуация – более сложная, чем просто разделение между западом и востоком – и являющаяся, по моему мнению, определяющей для Украины сегодня.

Донбасс стал главным «цехом» и бухгалтерией для президентской Партии регионов – местом добычи угля, металлургии и коррупционных схем невероятных масштабов, которые позволяли бюджетным деньгам и налогам от регионального бизнеса «испаряться». Гражданское общество было «задушено», и в регионе так и не появилось ни одной общественной фигуры национального значения, ни одного автора, который писал бы о самых насущных вопросах.

У центральных и западных регионов было меньше денег, но – в условиях отсутствия олигархов – больше идей и дискуссии. Они стали «департаментом культуры и искусства» всей страны с более активным гражданским обществом и неполитическими публичными деятелями.

Есть и еще Крым – единственная часть страны со значительной долей пророссийски настроенных жителей. Но в Крыму также есть быстро растущая диаспора татар, которые в основном придерживаются антироссийских настроений. На мой взгляд, совершенно другой  - Закарпатье и центрально-южный регион с такими морскими портами, как Одесса и Николаев и традициями международной торговли с Румынией, Венгрией и Словакией. Там тоже заметно больше идей и больше дискуссии, у них нет времени для Донбасса.

В противостоянии с ними Януковичу пришлось-таки бежать из Киева. Однако оппозиция рано празднует победу. Переведя дыхание, выжившая донбасская элита попытается вернуть свои позиции на политической арене страны.

Андрей Курков - украинский автор, единственный писатель постсоветского пространства, чьи книги попали в топ-десятку европейских бестселлеров.