В украинской революции 2013-2014 годов было много переломных дней, которые определяли дальнейшую судьбу восстания. Выход сотен людей на Майдан на призыв Мустафы Найема после решения кабмина о приостановлении евроинтеграции 21 ноября.
Силовой разгон студентов на Евромайдане в ночь на 30 ноября. Выход полумиллиона людей на Майдан и захвата здания КГГА 1 декабря. Снос киевского памятника Ленину 8 декабря. Героическая ночная оборона Майдана от наступления «Беркута» 11 декабря. Жестокое избиение журналистки Татьяны Черновол. Начало боевых действий на улице Грушевского 18 января. Первые убийства митингующих. Похищение и пытки автомайдановца Дмитрия Булатова. Бои с «Беркутом», Внутренними войсками и «титушками» в районе Верховной Рады 18 февраля.
Но решающим днем стал самый черный – 20 февраля. Именно ему должно быть посвящено более всего текста в новом учебнике истории, написанном без табачников и Колесниченко. Именно эту дату должна определить как новый День защитника Отечества переформатированная Верховная рада. 20 февраля за сутки в борьбе за свободу и независимость погибло больше украинцев со времени завершения Второй мировой и героического сопротивления УПА. День, когда принесла себя в жертву Небесная сотня Майдана.
Благодаря отчаянным фото- и видеооператорам записи событий на Майдане и улице Институтской разлетелись по интернету, социальным сетям и их увидел весь мир.
***
Майдановцы – без огнестрельного оружия, почти без защиты, просто в строительных касках и с деревянными или легкими жестяными щитами – ползком, на четвереньках, короткими перебежками атакуют в направлении верхнего выхода со станции метро «Крещатик». Упрямые, как муравьи.
«Я тогда не чувствовал страха. Все чувства притупились, кроме долга. Просто нужно было пытаться бежать вперед. Рядом со мной падали люди, скошенные пулями снайперов, истекающие кровью, кричали – нужно было нести раненых в лагерь на Майдан. Убитых нести смысла уже не было, хотя их лежало так много. С Майдана мы снова возвращались на Институтскую – к месту, где когда-то стояла последняя баррикада. Нам нужно было выйти на тот рубеж – вот что я знал», – рассказывает в комментарии «УМ» один из майдановцев, житель Житомира, который принимает участие в массовых акциях еще с ноября. Его видно на том 40- минутном видео, которое более всего поражает: без щита, без палки, только с желтоватым рюкзаком. Ему повезло остаться живым. Десяткам собратьев – нет.
Это не было лобовым столкновением – это было хладнокровным отстрелом невидимыми снайперами смельчаков, которые шли вперед. Может, именно потому, что майдановцы не видели стрелков, они меньше думали о смертельной опасности. Но кадры видео, записанного харьковским «зеленофронтовцем», просто выносят мозг зрителям теперь, когда все закончилось. Вот подбегает к дереву на обочине дороги и скрывается за ним группа из четырех парней. Они прикрываются двумя щитами. Невидимая боевая пуля прошивает легкий металлический щит, некогда отнятый у милиции, и убивает майдановца. Он не шевелится. Еще через десять минут другой боец, который успел подобрать этот самый щит, прикрылся им не с той стороны – отходит в Небесную сотню и он. Страшная в своей упрямой очередности схема повторяется десятки раз: прибежали – попали под расстрел – потянули назад за руки тяжело раненного, который истекает кровью. По Институтской в прошлый четверг бежали настоящие – не песенные! – ручьи и реки крови.
Самоотверженность майдановцев поражала: медики, девушки, журналисты в опознавательных жилетах и без – все были на передовой под градом пуль. Кто-то спросит, зачем ? Право же. Именно эта психическая, безоружная атака сделала возможной победу нашей революции. Именно тогда, когда власть убедилась, что Майдан не отступает, а идет вперед даже под свинцовой дождем – что уж говорить про дубинки, водометы, помповые ружья, жаканы, редкие выстрелы боевыми(!),– тогда власть начала бежать, пытаясь сжечь архивы и замести следы.
Да, у Майдана тоже было огнестрельное оружие. Но его было очень мало, и применили его только уже после того, как милиция массово прибегла к боевым патронам. А подвиг Небесной сотни на Институтской заключается в том, что она пробивалась на свой рубеж только с ветхими щитами и покрышками, которые подожгли кое-где. Коктейли Молотова – и те некуда было бросать. Враг прятался в окнах и на крышах домов.
Очевидно, последний сценарий власти в этом и заключался – отвести с передовой возле Майдана «обычных» «беркутовцев» и бойцов ВВ и заставить митингующих признать поражение под боевым автоматным огнем.
«Урок истории УПА украинцы усвоили на «отлично», – объяснит позже упорство майдановцев историк и общественный активист Владимир Вятрович.
***
На каких основаниях стреляла власть? Это реализовывалась так называемая «антитеррористическая операция «Бумеранг», которая дает право применять против террористов огнестрельное оружие. Ее начали из-за того, что Янукович не имел возможности официально ввести чрезвычайное положение через парламент. Объявление такой операции по лекалу Путина властью было неправомерным. «В данном случае – это превышение полномочий со стороны Службы безопасности, так как реальной угрозы на конкретном объекте, на конкретной территории нет. Точнее, она есть, но относительно именно этого объекта сконцентрированы усилия Службы безопасности – рассматривается целое государство, – пояснил в комментарии «5 каналу» генерал – лейтенант, почетный председатель Объединения ветеранов разведки Украины Александр Скипальский. – Тогда все мы, граждане государства, являются подозреваемыми в террористической деятельности – так получается, если следовать логике этого заявления».
Как видим, название «Бумеранг» оказалось пророческим для режима. СБУ объявила о прекращении «подготовки к антитеррористической операции» вечером 21 февраля.
Кто стрелял со стороны власти? Версий несколько. В частности, отдельные бойцы «Беркута» и ВР , а также так называемая «третья сила» – возможно, посланцы России. Еще 21 февраля, когда Янукович оставался у власти, глава его АП Андрей Клюев заявил, что противостояние в Киеве было «спровоцировано». «Я увидел в интернете, как кто-то с крыши стрелял из автомата Калашникова. Сначала стрелял в одну сторону – в сторону милиции, а затем разворачивался и начинал стрелять по митингующим», – рассказывал Клюев на брифинге, делая вывод про искусственное разжигание огня противостояния этой «третьей стороной». Это в интересах России, делают вывод некоторые эксперты еще со времени первых смертей на Грушевского.
По словам Инны Богословской, силовики очень возмутились, когда увидели это видео: «Они хотят разобраться, они были в бешенстве и сказали, что найдут этого человека (стрелка), где бы он ни был».
Но не попрешь и против очевидного: кроме невидимых засад, митингующих из автоматов под Октябрьским дворцом открыто расстреливала группа бойцов Внутренних войск – та самая, с желтыми повязками на рукавах. Народный депутат от «Батькивщины», первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль говорит, ссылаясь на данные следственной комиссии: это спецподразделение ВВ МВД под командованием полковника Сергея Асавелюка, созданное лично командующим Внутренних войск Станиславом Шуляком. По словам Москаля, подразделение относится к Крымскому территориальному управлению ВР.
Асавелюка – одного из лучших снайперов ВВ – узнали по фотографиям, сделанным на передовой. Нардеп Ляшко говорит, что Асавелюк – экс–боец «Альфы» и бывший телохранитель мэра Одессы Гурвица.
А Москаль, кроме того, имеет данные, что поджог Дома профсоюзов в Киеве 18 февраля совершило то же спецподразделение СБУ «Альфа». И пожар тоже обернулся человеческими смертями. «Целью антитеррористической операции «Бумеранг» была не только зачистка Майдана, но и уничтожение штаба оппозиции, а также всего ресурсного обеспечения, которое находилось в Доме профсоюзов», – говорит Москаль.
Вчера также стало известно, что начальник Генштаба ВСУ Юрий Ильин, назначенный Януковичем в разгар баталий, успел приказать ряду воинских частей переместить экипированные и вооруженные группы для разгона Майдана. Об этом говорится в шифрограмме за подписью Ильина, которая имеется в распоряжении сайта «Главком».
Преступления силовиков в ходе революции должны быть расследованы и наказаны. Пепел Небесной сотни будет стучать в наши сердца и будет предостережением от измены Майдану.
Реакция России
Москва отозвала из Киева посла России на Украине Михаила Зурабова – «для консультаций». «Не мне вам говорить, что это означает в дипломатической практике», – прокомментировал этот шаг журналистам в Сочи премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Как подчеркнул российский премьер, «нам непонятно, что там происходит, есть реальная угроза нашим интересам, жизни и здоровью наших граждан», сообщает «Интерфакс».
Медведев также заявил, что «легитимность целого ряда органов власти, которые там (на Украине) работают, вызывает большие сомнения». И удивился другой оценке ситуации со стороны Запада: «Некоторые наши иностранные партнеры считают иначе. Не знаю, какую конституцию они читали, но это какая-то аберрация сознания, когда легитимным называется то, что по своей сути является результатом вооруженного мятежа».
По словам главы российского правительства, Россия «готова возобновить сотрудничество» с Украиной, «если там возникнет нормальная современная власть, основанная на законах, Конституции». «Мы готовы обсуждать любые темы, но главное – понимать, с кем их обсуждать. Если считать правительством людей в масках, то вполне вероятно, нам с таким правительством будет работать сложно».
Медведев также заверил, что «все подписанные с Украиной соглашения, которые имеют юридически обязывающий характер, должны быть выполнены. Мы сотрудничаем не с персоналиями, не с отдельными людьми, это межгосударственные отношения». «Мы соседи, близкие государства, и нам друг от друга никуда не деться», – добавил премьер.
Компенсация
Верховная Рада 371 голосом «за» приняла закон о выплате государственной помощи пострадавшим участникам и членам семей участников массовых акций гражданского протеста, начиная с 21 ноября 2013 года.
В частности, установлены следующие виды и размеры государственной помощи: родственникам погибших во время участия в массовых акциях гражданского протеста – 1 млн. грн. Участникам массовых акций, получившим тяжкие телесные повреждения, – 700 тыс. грн. Пособие получившим легкие телесные повреждения, побои, подвергнутым истязаниям участникам массовых акций – 200 тыс. грн., помощь в связи с уничтожением или повреждением имущества участника массовых акций – в размере расходов, необходимых для восстановления имущества или приобретения имущества аналогичной стоимости.
Перевод: Антон Ефремов.